Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лучшее, что может сделать человек, — постоянно укреплять свою веру

Моему дорогому сыну, коронованному золотым венцом, да воссияет твой свет, как при сотворении мира.

Я получил твое драгоценное письмо от второго дня недели главы Экев и с нетерпением ожидаю узнать подробнее то, о чем ты упомянул лишь вкратце, сказав, что занимаешься укреплением веры. Это — великое дело, согласно определению наших мудрецов[20]: «Пришел пророк Хавакук и свел суть Торы к одному: Праведник верой своей будет жить[21]». Маарша говорит о том, что мудрецы, упомянутые в этом повествовании Талмуда, старались свести всю Тору к нескольким сжатым принципам, а пророк Хавакук избрал веру, поскольку видел, что вера продолжает ослабевать, и поэтому призвал свое поколение к ее укреплению.

Известно, что этот мир — «преддверие» к Грядущему миру[22]. А значит, главная цель нашего появления на земле — подготовиться к переходу в вечный мир, который весь благо[23]. Но если это так, то почему же мы видим, что, когда человек умирает, его родственникам обычно кажется, что он пропал и исчез? Ведь на самом деле все наоборот — он перешел в мир покоя души! Ты можешь сказать, что родственники сокрушаются о потере близкого человека из-за того, что тот не успел подготовиться к своей кончине, — но разве они более милосердны, чем Царь всего мироздания, Врачеватель душ, надежный и милостивый? Нет сомнения, что в основе траура заложено ощущение того, что смерть — это необратимая потеря. На самом же деле, повелев нам скорбеть по умершему, Тора намеревалась побудить нас к раскаянию, как сказано в трактате Шаббат: «Если умер член общины, следует беспокоиться всей общине»[24]. Смысл сказанного объяснил наш учитель, благословенной памяти, приведя стих Писания: «Суды Г-спода истинны, справедливы все вместе»[25]. Суд на земле выносит решения, не принимая во внимание далеко идущие последствия. Когда некто осужден на смерть, приговор приводится в исполнение, даже если близкие обвиняемого — достойные люди и не заслуживают страдания траура. Совершенно иное происходит в Б-жественным суде: даже один невиновный спасает грешника от наказания. Если хотя бы один из тех, кому дорог обвиняемый, не согрешил, ему отменяется все наказание. Поэтому каждый должен мыслить следующим образом: если из-за меня не был отменен приговор виновному, то и на мне лежит грех, за который я заслуживаю страдания, — и мне следует раскаяться.

Кроме того, соблюдение траура включает в себя еще и возможность разделить с умершим его ношу, поскольку из-за скорби и мыслей о раскаянии, причиной которых стал человек, покинувший этот мир, ему смягчается наказание в Геиноме. Ведь «Нет праведника на земле, который делал бы добро и не согрешил»[26]. Талмуд повествует о том, что ученики пришли навестить рабби Элиэзера, находившегося на смертном одре[27]. Он сказал: «Сильный гнев Б-га проявляется в мире!» Ученики заплакали, а рабби Акива возрадовался. На их вопрос о причине его радости рабби Акива ответил: «А почему вы плачете?» Они объяснили: «Разве можно не плакать, когда “свиток Торы” — мудрец, глубоко изучивший ее, — в беде?!» На что рабби Акива ответил: «Поэтому я и радуюсь! Пока я видел, что вино рабби Элиэзера не киснет, лен не поражается, масло не горкнет, а мед не застывает, я говорил себе: Может быть, упаси Б-г, рабби уже получил свой Грядущий удел в этом мире?! Теперь же, когда я вижу рабби в беде, я радуюсь». Рабби Элиэзер сказал ему: «Акива, но ведь я ничего не упустил из всей Торы!» И рабби Акива ответил: «Ты учил нас, учитель: “Нет праведника на земле, который делал бы добро и не согрешил”[28]». И рабби Элиэзер в своей праведности принял его увещевание. Что же могут сказать о себе другие? Законы траура были установлены также для облегчения участи умершего, и в особенности в течение семи и тридцати дней после его смерти, пока Небесный суд еще предельно строг. Истинный смысл этой заповеди состоит в том, чтобы сокрушаться об умершем, а вовсе не переживать из-за того, что он как будто исчез, упаси Б-г даже сказать такое! Ведь это означало бы отрицание существования Грядущего мира и справедливости Б-жественного суда! Так могут думать только полные невежды. Один известный арабский философ сказал: «Человек в этом мире подобен спящему, а после смерти пробуждается». Когда в одной из стран Александр Македонский увидел могилы, расположенные рядом с домами, он спросил о причине столь странного обычая. Ему ответили: «Вы считаете, что человек живет, пока его душа находится в теле, а похоронен — когда он в земле. Мы же полагаем, что пока человек пребывает в теле — он в могиле, и ясный и светлый мир кажется ему тьмой». И хотя путь Торы не таков, ибо сказано: «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь в Грядущем мире; и лучше час покоя в Грядущем мире, чем вся жизнь в этом мире»[29], — мы все же видим, что люди, о которых здесь идет речь, верили в существование у человека души. Однако не так у лишенных веры — им кажется, что умерший, упаси Б-г, пропал, и подобные суждения аналогичны отрицанию веры.

Поэтому лучшее, что может сделать человек, — постоянно укреплять свою веру. И, слава Б-гу, у наших детей мы находим признаки сильной веры. Это в полной мере проявилось, когда с одним из них недавно случилось несчастье, и его брат принял приговор Небес, что свидетельствует о глубине его веры и почти чувственном ее восприятии.

И вот, одной только истории странствия народа Израиля по пустыне Синай достаточно для обретения глубокой веры — она, как никакая другая, свидетельствует о Б-жественном раскрытии на земле и позволяет человеку всем своим существом прочувствовать произошедшие в Египте чудеса. В ней одно знамение за другим убеждает нас в правдивости всего сказанного в Торе. Эта история — как карта, на которой запечатлен весь мир, поскольку все мудрецы подтверждают ее истинность. На ней отмечены места основных событий, связанных с Исходом из Египта. Чудеса свидетельствуют о том, что мир был сотворен Всевышним, ведь иначе его материальные законы не могли бы изменяться под воздействием духовных причин. А если мир подвержен преобразованиям, значит непременно должен существовать Всемогущий — благословенный Б-г, Который поддерживает его каждое мгновение. Ничто не заставляет Его обновлять и преображать мироздание — ведь Он не испытывает потребности в обитателях мира, — это они нуждаются в Нем! И все низшие, средние и высшие ангелы для Него — ничто, Он создал их исключительно для пользы Своих творений. Этого достаточно для того, чтобы с той же ясностью, с какой полагаются на видение своих глаз, верить в то, что благословенный Б-г уготовил людям, и тем более избранному Им народу награду, которую не описать словами и не объять мыслью, ибо «наслаждение в руке Твоей навечно»[30]. Это знание придает нам сил избегать греха, как сторонятся огня.

Сказано в Торе: «Спроси о прежних днях, которые были до тебя, со дня, когда сотворил Б-г человека на земле… Слышал ли народ глас Б-га из огня, как слышал ты и остался в живых? Пытался ли Б-г прийти, взять Себе народ из среды народа со знамениями, чудесами и войной, рукою крепкой?»[31] Но как Моше рабейну мог знать, что подобное никогда больше не повторится? И вот, прошло несколько тысячелетий, и до сих пор такого не было и никогда не будет! Поэтому очевидно, что это замысел Единого, и ни с каким другим народом не произойдет ничего подобного.

И в заключение: необходимо постоянно укреплять свою веру. Мне представляется, что недавний выход в свет карты передвижений сыновей Израиля по пустыне — это тоже раскрытие руки Б-га, призванное упрочить веру в Исход из Египта, вознеся ее почти до уровня чувственного восприятия. И я уже давно привел тебе ясное доказательство реальности описанных в Торе событий. Если бы Египет был уничтожен и память о нем стерлась навеки, — тогда у особо невосприимчивых к духовности были бы хоть какие-то основания упорствовать в своем заблуждении. Но ведь Всевышний сохранил эту страну, не дав ей пропасть, именно для того, чтобы не пошатнулась вера в чудеса Исхода. Не будь все это правдой, разве столь сильное царство, как Египет, не воспротивилось бы повествованию о ниспосланных ему казнях, бедствиях и позоре, который Моше рабейну навлек на них и на их землю перед всем миром! Невозможно даже предположить, что, услышав о себе так много унизительного, египтяне не стали бы этого отрицать! Очевидно, что они были бессильны что-либо опровергнуть, поскольку все случившееся общеизвестно и подтверждает истинность повествования об Исходе из Египта.

От меня, твоего отца, дающего тебе благословение «обычного человека». Да будет мир тебе и твоему дому.


[20] Макот 24а.

[21] Хавакук 2:4.

[22] Авот 4:16.

[23] См. гл. 29-32 этой книги.

[24] Шаббат 106а.

[25] Теилим 19:10.

[26] Коэлет 7:20.

[27] Сангедрин 101а.

[28] «“Нет праведника на земле, который делал бы добро и не согрешил” (Коэлет 7:20). Не задумываясь, мы привыкли понимать этот стих следующим образом: даже если праведник сделал много хорошего, он не может быть совершенно безгрешен. Но наше объяснение позволяет найти истинный смысл этого стиха Писания. Здесь говорится о том, что нет праведника, который хоть раз совершал бы добро без малейшей примеси греха, ибо с момента смешения добра и зла они соединены во всем и никогда не разделяются». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Человек и его стремления»).

[29] Авот 4:17.

[30] Теилим 16:11.

[31] Дварим 4:32-34.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?