Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Человек, Душа, Наслаждения, Еврейские качества, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Самосовершенствование
«Наслаждение в руке Твоей навечно»[71]
Учение Мусар возникло потому, что «диким осленком рождается человек»[72], все его желания примитивны и необузданны, и ему необходимо заключить в оковы и связать путами трепета перед Небесами свое дурное побуждение. Однако это причиняет людям большое страдание, поскольку они не желают подчинять свои низменные желания. От них кардинально отличается властвующий над собой «человек Мусара», который ни на мгновение не теряет контроля над силами своей души. Первичное понятие нашей веры заключается в том, что суть человека — это не загрязненная дурным побуждением материя, а его возвышенная душа, предназначенная для вечного существования в невероятном и безграничном наслаждении.
Непосредственно с Сотворения мира люди задаются вопросом: с какой целью Величайший Мудрец создал нечто временное и быстротечное — разве Он не мог сделать все существующее вечным? Ведь обладающему высшей мудростью подобает сотворить Своими руками бессмертное и совершенное Творение, поскольку от Него, упаси Б-г, ничего не исходит без причины. Почему же в Своем всемогуществе Он сотворил нас для жизни в этом преходящем мире? Ответ на этот вопрос следующий: человек лишь временно спускается в чужой для него нижний мир, чтобы, подвергаясь там тяжким испытаниям, осуществить возложенные на него задачи и подготовить все необходимое, и затем снова вернуться в свое истинное пристанище — в мир, который весь — вечное благо.
Именно этим объясняется стремление человека к удовольствию и наслаждению. Саба из Кельма дает этому следующее объяснение: «Как-то я находился в темном доме, окна которого были плотно закрыты ставнями; в комнате горела свеча, и мне было очень уютно при ее свете. После восхода открыли окно, и вся комната озарилась яркими солнечными лучами. И тогда я понял нечто очень важное! Человек в этом мире ценит суетные удовольствия только потому, что от него сокрыт высший свет — удивительное наслаждение Грядущего мира. Он довольствуется крошечной свечой, свет которой совершенно несравним с сиянием солнца и тем более со светом шести дней Творения, в семьдесят раз более ярким».
Ребенок в начале жизни радуется всяким безделицам, доставляющим ему огромное удовольствие. Затем, когда он немного вырастает, его душа начинает тяготиться этими пустыми забавами, и он выбирает себе другие, но тоже бессмысленные. Потом и те начинают докучать его душе, и вот он уже ищет пути обогащения, стремится к славе и пытается удовлетворить множество своих страстей, что отметили мудрецы Талмуда: «Человек подобен осленку, тянущемуся за красивыми речами»[73]. Но приводит ли это его к истинному счастью, и в чем причина его стремления к удовольствиям? Место сотворения души — источник самого удивительного наслаждения высшего мира, к которому человек действительно должен стремиться согласно природе своей души. Но пока перед ним не открылся более яркий свет, любое тусклое свечение — каждое удовольствие, каким бы оно ни было, — пробуждает в нем сильное желание, ибо способность испытывать наслаждение проистекает из великого источника — из высшего мира. Но если человек мудр и ценит знание, то со временем все приниженные соблазны этого мира становятся ему отвратительны и он познает более возвышенное наслаждение, — тогда «зачем нужна свеча в полдень?»[74]
[71] Теилим 16:11.
[72] Ийов 11:12.
[73] Бава Батра 78б.
[74] Хулин 60б.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?