Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сердце есть место пребывания духа в человеке. Чувства любви и страха — основные силы в нем.

«И узнаешь сегодня, и поместишь на сердце свое». «Поместить на сердце» означает: связать разум с духом, пребывающим в сердце. Эта связь происходит силой знания (даат), как и сказано в стихе, что знание есть путь помещения на сердце. «Качество даат — передать знание сердцу»

(р. Цадок аКоэн).

Даат приводит к любви и страху

Об этом говорится в словах Рамбама: «1. Этот Б-г почитаемый и грозный — существует заповедь любить Его и бояться Его. Как сказано: “И возлюби Г-спода, Б-га своего” И сказано: “Г-спода, Б-га своего, бойся”. И каким образом нужно любить Его и бояться Его? Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости, немедленно полюбит Его и будет восхвалять, и прославлять Его и воспылает страстным желанием знать Его великое имя. Как сказал Давид: “Жаждет душа моя Б-га, Б-га живого”. И когда поразмыслит обо всём этом человек, сразу сотрясется, и убоится, и ужаснется, зная, что сам он, малое и низкое творение, стоит со своим мизерным разумом перед Тем, чей разумом совершенен. Как сказал Давид: “Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих, что есть человек, что Ты помнишь его?”» (Рамбам, Законы основ Торы 2).

Объясняется это так. Сердце есть место пребывания духа в человеке. Чувства любви и страха — основные силы в нем. Ими человек живет и относится жизненностью своего духа к своему Творцу. Даат, сознание, помещает на сердце информацию, воспринимаемую хохмой и биной, и приводит к пробуждению любви и страха. Качество даат способно соединить человека с разумом в единстве жизни и тем самым пробудить чувства и движение духа, через который он приобщиться к Творцу.

В даат — способность соединения

В даат находится способность соединения: для высшей души, для прилепления к Творцу, для приобретения Грядущего мира.

Даат, сознание, соединяет и помещает на сердце и его чувства, восприятие мозга, хохму и бину. Тем самым система идей, мир чистой души, соединяется с внутренней духовной жизнью человека. Воздействие на дух выражается в чувствах любви к Всевышнему и страха перед Ним — это наиболее сильное внутреннее переживание, доступное человеку. Им измеряется глубина сущности его духовной жизни, Его причастность к Творцу мира.

«Всевышний требует сердца» (Санедрин 106). Тора без сердца называется «внешней Торой», «только на словах». Восприятие Торы как интеллектуальной системы, а не как жизненной реальности, объединяющей внутренний мир человека с волей Творца, не приводит человека к приобщению к Творцу и к жизни Грядущего мира.

В Грядущем мире, где «праведники сидят и венцы на их головах» — «это знание, которого они достигли и из-за которого удостоились жизни в Грядущем мире». Оно приобретается в заслугу сознания (даат), соединяющего жизнь человека с чистой душой, с миром интеллекта.

Уже объяснялось, что в системе духа (руах) находится человек в человеке, его самость и жизненность. Мы также говорили о том, что суть Грядущего мира — реальность жизни духа, содержания и сущности — внутренний мир человека, в материальном мире, мире служения, как оно выражается в своей святости и сиянии в мире награды. Легко понять, что приобретение Грядущего мира, приобщение к Древу жизни, обусловлено умением соединить эти две системы в одно целое. Поразмыслите обо всем этом хорошенько.

Такова общая структура вопроса, а теперь приступим к его подробному рассмотрению.

Осознание мудрости (даат хохма) порождает трепет

«Начало мудрости — страх Г-споден» (Притчи 9:1). «Ты должен знать, каким образом начало мудрости — страх Г-споден. Ибо мудрость (хохма) по своему уровню и ступени надо всем — первая, и так перевел Йерушалми: “В начале сотворил — мудростью сотворил”. Потому мудрость называется “начало”, ибо она первая всему. А Тора — это первое создание и производное от Всевышнего более всех, и сотворенному производному невозможно быть без причины. И потому, если нет страха, нет и мудрости, ибо это сама сущность трепета, когда человек производное от причины…. Ибо основная мудрость, которую приобретает человек — через “мудрость — страх Г-споден”».

Попытаемся понять эти слова Маараля.

Мы объясняли, что суть хохмы — постижение самой действительности, которая раскрылась глазам человека. Также объяснялось, что восприятие зрения имеет много общего с хохмой. Глаз воспринимает внешнюю реальность, раскрывшуюся человеку. И еще мы говорили, что видение порождает трепет. Сведем все это к одному общему принципу: хохма воспринимает реальность, которая раскрылась человеку извне («то, что он учит от других»); она имеет много общего с чувством зрения, воспринимающим внешнюю действительность; это восприятие, когда она приходит через жизненную связь (даат) порождает трепет. Другими словами: человек аннулирует сам себя перед этой истинной реальностью. Он видит и признает все свое существование как производное и зависящее от воли Творца. Знание мудрости (даат хохма) неизбежно приводит к богобоязненности на всех уровнях — от страха перед наказанием до страха перед величием Творца.

«И когда поразмыслит обо всём этом человек, сразу будет потрясен и убоится и ужаснется от мысли, что сам он, ничтожное низкое творение, стоит со своим мизерным разумом перед Тем, чей разумом совершенен. Как сказал Давид: “Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих, что есть человек, что Ты помнишь его?”» (Рамбам, Законы основ Торы 2).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?