Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Молитвы на исходе субботы

Исход субботы — моцаэй шабат (מוצאי שכת)

Время исхода субботы

1. Время исхода субботы можно узнать в календаре, специальных таблицах, сайтах, приложениях.

2. В «моцаэй шабат» нельзя совершать запрещенные в субботу действия, пока не наступит указанное в таблице время.

В шмоне эсре, в брахе חרבן הדעת, добавляют молитву אתה חוננתנו. В ней констатируется переход от святости субботы к будням и говорится:

ותבדל ה, אלקינו בין קדש לחול, בין אור לחשך, בין ישראל לעמים, בין יום השביעי לששת ימי המעשה וכו

Тот, кто забыл добавить אתה חוננתנו и обнаружил ошибку до того, как произнес Имя ה в конце брахи חונן הדעת, возвращается к началу.

Однако, если он уже произнес Имя ה׳, то не повторяет это добавление אתה חוננתנו.

После окончания вечерней молитвы шмоне эсре шлиах цибур — хазан — говорит хаци кадиш.

3. Затем произносят:

יושב בסתר עליון וכו׳,ויהי נעם וכו׳ ואתה קדוש וכר

Фразу ויהי נעם произносят стоя.

Этими словами ויהי נעם ה׳ אלקינו עלינו וכוי благословил Моисей еврейский народ, когда было завершено строительство святилища (משכן), в котором проявилась и ощутилась близость Б-га к еврейскому народу. Поэтому говорят на исходе субботы ואתה קדוש יושב תהילות ישראל וכו׳ — «и Ты свят и находишься среди восхвалений еврейского народа Тебе».

Если на один из дней наступающей недели приходится праздник (связанный с запретными в субботу и праздники действиями), то на исходе субботы вышеуказанные отрывки и главы из «Теилим» не произносят.

Выходцы восточных общин говорят их во всех случаях.

Освящение луны — «кидуш левана» (קידוש לבנה)

4. В один из вечеров первой половины месяца, когда уже хорошо заметен свет луны, произносят браху на ее обновление: «биркат кидуш левана». Произносят ее раз в месяц, стоя под открытым небом. Время для этого благословения наступает три дня спустя после новолуния; евреи восточных общин ожидают семь дней.

В календарях приводят последнюю дату, когда еще можно «освящать луну».

5. «Кидуш левана» принято говорить на исходе субботы. Однако. если тучи мешают отчетливо видеть свет луны, это благословение произносят в другую ночь.

К благословению «кидуш левана» добавляют некоторые молитвы, тексты которых приведены в сидуре.

Авдала (הבדלה)

6. На исходе субботы произносят над стаканом вина благословения «авдала». Суть их состоит в том, что мы как бы проводим границу между святостью субботы и буднями. Стакан, над которым говорят авдалу, должен содержать «ревиит» вина (см. в таблице мер в конце первой части). Стакан наполняют вином доверху так. чтобы немного перелилось через край — в знак изобилия и благословения дней наступающей недели. Нельзя отпивать из стакана до авдалы, и если отпили, надо вновь наполнить его.

7. Авдала начинается с нескольких фраз из «Теилим», затем благословляют בורא פרי הגפן.

8. После этого совершают благословение на растения, источающие приятные запахи: ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם בורא מיני בשמים, и нюхают их сразу же после брахи (о благословениях на ароматы см. глава 13-я, закон 4).

Евреи восточных общин говорят в авдале благословения עצי בשמים или עשבי בשמים на соответствующие благовония.

9. Затем благословляют на свет свечи: ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם בורא מאירי האש, и смотрят на ладони и ногти при ее свете. Эту браху следует сказать над двумя касающимися друг друга огнями, например свеча с двумя фитилями или две свечи, пламя которых соединено.

Произнося благословения מיני בשמים и מאורי האש, переносят стакан с вином в левую руку.

10. После благословения מאורי האש произносят «биркат авдала»: ברוך אתה ה׳ וכר המבדיל בין קדש לחול וכר. Принято, что тот. кто говорит авдалу. выпивает вино. Следует выпить все вино и совершить после этого благословение על הגפן ועל פרי הגפן (см. выше глава 14-я. законы 2.3). В случае если нет вина, надо выяснить у сведущего в законах человека, какие напитки можно использовать для авдалы вместо вина: и тогда, соответственно благословляют שהכל נהיה בדברו вместо בורא פרי הגפן, и браха после питья будет в таком случае בורא נפשות רבות.

11. Во время брахот авдалы нельзя разговаривать.

Женщины обычно не совершают авдалу (и также не пьют вино авдалы), если мужчина может произнести ее для них. Если женщина делает авдалу сама, то она не говорит браху «בורא מאורי האש» на свет свечи.

Мужчина, уже произнесший авдалу, может повторить ее для женщин, только если при этом присутствуют другие мужчины или даже мальчики до возраста бар мицва.

12. На исходе субботы до авдалы, нельзя ничего есть и пить, кроме воды.

13. Нежелательно начинать запрещенные в субботу действия до авдалы.

Тот, кто вынужден это сделать (разумеется, после исхода субботы, т.е. после появления звезд), и он еще не прочел молитву арвит, либо забыл сказать в ней «אתה חומתנו», должен произнести «ברוך המבדיל בין קדש לחול» (не произнося Имя ה׳). После этого он может приступать к обычным работам будней, однако ему все равно нельзя ничего есть и пить (кроме воды), пока он не совершит авдалу.

Женщины, которые не читают вечернюю молитву (и не сказали אתה חוננתנו), должны произнести с исходом субботы ברוך המבדיל בין קדש לחול перед тем, как начинать будничные работы.

«Мелаве малка» — трапеза после исхода субботы

Провожая субботу, устраивают в ее часть трапезу мелаве малка («проводы царицы»).

Эту трапезу следует проводить с хлебом, однако, тот, кто чувствует себя слишком сытым, может есть другие мучные изделия.

Читайте обзор по теме Авдала — проводы Субботы


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?