Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Урок р. Даниэля Манна по законам отделения десятины.

Вопрос: Несколько лет назад я пострадал в автокатастрофе, в результате чего был вынужден потратить много денег на медицинские расходы и буду продолжать это делать. Недавно я получил большую выплату за причиненный мне ущерб. Должен ли я отдавать денежную десятину из полученной суммы?

Ответ: В первую очередь, хочу пожелать Вам полного и скорейшего выздоровления! А для того, чтобы правильно ответить на Ваш вопрос, важно правильно определить суть практики отделения денежной десятины («маасер кесафим»).

«Цдака» (благотворительность) является заповедью из Торы, однако на практике определить и взвесить ее параметры непросто. Отдаваемая деньгами десятина представляет собой такую формулу цдаки, которая представляет собой, с одной стороны, довольно существенную сумму, а с другой стороны, ограничена, поскольку зависит от условий, в которых находится конкретный человек (см. Рамбам «Илхот Матанот аниим» 7.1,5).

В целом, существуют три мнения относительно того, является ли денежная десятина заповедью из Торы (комментарий Тосафот на «Таанит» 9а), установлением мудрецов (Маариль 54; Таз, «Йорэ Деа» 331.32) или просто правильным действием, которого нужно придерживаться (Бах, в соотв. с цитатой Таза там же; респонсы «Хатам Софер» на «Йорэ Деа» 231). Наиболее широкое признание получила третья точка зрения.

По мнению большинства алахических авторитетов, если человек получает деньги в качестве подарка и волен использовать их так, как пожелает, то он обязан отделить от этих денег десятину (см. комм. «Хикрей Лев» на «Йорэ Деа» 3.102). Если же деньги изначально были предназначены для определенной цели, то на них смотрят так, как если бы человек получил в подарок не деньги, а само то, для чего они предназначены. И в этом случае, согласно мнению многих авторов, он освобождается от выплаты денежной десятины (см. «Цдака уМишпат» 5.26)), особенно если отделение десятины приведет к тому, что та цель, на которую была предназначена полученная сумма, не будет достигнута.

В Вашем случае, Вы можете, с одной стороны, использовать полученные по страховке деньги так, как пожелаете. С другой стороны, расходы на лечение относятся к вопросам первостепенной важности, пренебрегать которыми неразумно. Можно предположить, что выплаты за ущерб, получаемые пострадавшим лицом, освобождаются от денежной десятины в той части, в которой они расходуются на лечение (эта часть компенсации называется «рипуй»): эта сумма предназначена для того, и рассчитывается таким образом, чтобы расходование денег на лечение не привело к ухудшению финансового положения пострадавшего. Теоретически, для того, кто причинил ущерб, было бы оптимально организовать медицинское обслуживание пострадавшей стороны напрямую, вместо того, чтобы единовременно выплатить примерную сумму прошлых и будущих медицинских расходов пострадавшего («Бава Кама» 85а). Тем не менее, есть те, кому более практичным и удобным способом компенсации представляются единовременные выплаты. Но если бы пострадавший отдал десятину с такой единовременной выплаты, то это обернулось бы для него чистым 10процентным убытком, а мы нигде не находим законов, которые предписывали бы плательщику компенсации добавлять 10% к сумме «рипуй», для того, чтобы компенсировать десятину.

(Можно отклонить приведенное доказательство по чисто техническим основаниям, сказав, что обязанность компенсировать ущерб — это закон из Торы, который не учитывает, какую часть полученной компенсации пострадавший, будучи добропорядочным евреем, отдаст в виде цдаки, особенно с учетом того, что «нормативы» по цдаке имеют статус постановления мудрецов или даже ниже.

Однако мы возразим, что практика денежной десятины / цдаки, в действительности, учитывает тот факт, что «рипуй» не входит в категорию прибыли — это необходимый целевой платеж, и облагать его «налогом» было бы неправильно.)

В большинстве случаев существует возможность хотя бы приблизительно разделить крупные единовременные платежи на элементы, взяв за основу детализированное страховое требование, судебное или арбитражное решение. Основные ущербы и убытки могут включать в себя потерю прибыли, которую требуется компенсировать (как с алахической, так и с правовой точки зрения), и в отношении этой части компенсации алахическая логика будет иной. Ведь это деньги, которые выплачиваются в качестве возмещения заработка, который признан потерянным, и потому данная часть компенсации должна рассматриваться как доход, а от дохода нужно отделять денежную десятину.

В книге «Living the Halachic Process» (том 1, гл.5) мы объяснили, что люди, которые не могут себе позволить выплачивать значительные суммы в качестве цдаки, не обязаны это делать, потому что их обязательства перед собственными семьями имеют первостепенное значение. Несмотря на то, что некоторые пострадавшие в авариях люди не имеют никаких денежных забот, многим пострадавшим все же приходится принимать во внимание как свою нынешнюю финансовую ситуацию, так и будущую перспективу.

Поскольку мы не знаем деталей Вашей ситуации, то просто поделимся с Вами некоторыми соображениями относительно средне статистического человека, который получает большие единовременные выплаты. Получив сумму компенсации, он предполагает использовать ее в течение длительного срока, поэтому с его стороны логичным шагом было бы учредить фонд и вложить полученные деньги туда, периодически изымая из фонда необходимые суммы. Мы ни в коем случае не даем Вам советов по управлению финансами, но если Вы изберете именно этот вариант, то для Вас было бы правильно отдавать соответствующую десятину лишь от сумм, периодически изымаемых из фонда на текущие расходы (вычитая из общей суммы каждой выплаты ту часть, которая связана с медицинскими расходами и другими тратами, возникшими вследствие физического ущерба). Отделять и отдавать десятину с большой единовременной выплаты не следует. В итоге, спустя некоторое время, Вы увидите, способны ли Вы отдавать десятину в полном объеме, или нет. В любом случае, Вы поймете, в каком именно размере Вы можете исполнить прекрасную заповедь цдаки.

Перевод Гавриэля Фельдмана

Из журнала Мир Торы


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?