Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Можно ли соблюдать заповеди, будучи коммерсантом?

 

Всевышний хочет от человека только веры. Сказано (Псалмы 31:24): «Верующих бережет Г-сподь», и еще (Йешаяу 26:2): «Откроются врата, и придет народ праведный, ожидающий [исполнения] обещанного» [то есть те, которые верят], и также сказано (Псалмы 101:6): «Глаза мои [обращены] к верующим земли — усадить их рядом со мной». И сказано (Ирмеяу 5:3): «Глаза Твои [устремлены] к вере»[1].

Также Иов свидетельствовал о себе, говоря (Иов 31:7): «Сбились ли ноги мои с пути, иль за глазами последовало мое сердце, иль к рукам моим пристала мерзость?»[2]. Вдумаемся в сказанное. Речь идет о неявном грабеже, который сравнивается с тем, будто что-то прилипло к рукам человека. Хотя он ничего не берет специально, чужое «прилипает само по себе» и, в конечном счете, оно оказывается в его руке. Даже если человек не намеревается грабить буквально, очень трудно сохранить руки совершенно чистыми от чужого. Однако на самом деле причина в том, что не сердце управляет глазами, не позволяя им пленяться чужим, а глаза влекут за собой сердце, побуждая человека искать разрешения присвоить то, что кажется хорошим и желанным. Поэтому и сказал Иов, что он поступал не так, — сердце его не следовало за глазами, и потому к его рукам ничего не пристало.

Достаточно посмотреть на обман в торговле, чтобы понять, насколько легко человеку соблазниться и впасть в ошибку. Ведь, как кажется, действительно стоит постараться представить свой товар покупателю наилучшим образом и заработать трудом своим… Поговорить с клиентом проникновенно и сердечно, чтобы склонить его к покупке… Ведь сказано об этом: «Тот, кто расторопен, заработает» (Псахим 50б), и еще: «…рука прилежных обогащает [их]» (Притчи 10:4). Однако если при этом человек не будет аккуратен и в высшей степени осмотрителен, то взрастит вместо зерен колючки! Ошибется и нарушит запрет обмана в торговле, о котором мы предостережены (Ваикра 25:17): «Не обманывайте один другого…», и еще сказали мудрецы: «Также и нееврея обманывать запрещено». И в Писании сказано (Цфания 3:13): «И остаток Израиля не сотворит несправедливости, и не будут говорить неправду, и не будет в их устах двуличных речей…». Еще сказали (Баба меция 60б): «Не приукрашивают старые вещи [выставленные на продажу], чтобы они выглядели как новые. Не смешивают одни плоды с другими, даже новые с новыми. И даже [те, которые стоят] динар за меру, [не смешивают] с теми, которые лучше, [стоящими] динар и трисит[3], чтобы продать по динару за меру». И сказано (Дварим 25:16): «Противен Всевышнему всякий делающий такое, всякий творящий несправедливость», — он назван пятью именами: «преступником», «ненавистным», «омерзительным», «отвергнутым», «противным». Еще сказали наши мудрецы (Баба кама 119а): «Всякий обирающий другого — даже на грош — как будто отнимает у него душу». Вот как тяжел этот грех, даже в малом размере! И еще сказано (Таанит 7б): «Только из-за присвоения чужого прекращаются дожди [то есть наступает засуха]». И еще сказано (Ваикра Раба 33:3): «[Когда] сундук полон грехов, какой из них обвиняет раньше всех? — Присвоение чужого!» И окончательный приговор поколению потопа был вынесен именно за присвоение чужого (Сангедрин 108а).

Могут спросить: разве возможно, совершая торговые сделки, не постараться заинтересовать партнера товаром и его ценой? Ответ таков: есть существенное различие [между разрешенным и запрещенным в этой сфере]. Показывать покупателю истинные достоинства товара и его красоту — хорошо и честно, однако скрывать его недостатки — не что иное, как обман, и [поэтому] запрещено. Это — важнейшее правило порядочности в сделках.

Мы не будем говорить здесь о правильных гирях и прочих средствах измерения, ведь о них ясно сказано в Писании (Дварим 25:15-16): «Гиря полная и верная должна быть у тебя, эйфа [мера объема] полная и верная должна быть у тебя… Ибо мерзость пред Г-сподом, Б-гом твоим всякий делающий это [нарушающий это предписание]…». И сказали наши мудрецы (Баба батра 88б): «Наказание за [нарушение] мер тяжелее наказания за разврат». И еще сказали (там): «Оптовый торговец должен чистить свои мерные сосуды каждые тридцать дней»[4]. Почему так строго? Чтобы они не уменьшились незаметно для самого владельца и он не был бы наказан за это. Тем более грех ростовщичества, который сравним с отрицанием Всесильного Б-га Израиля (не дай Б-г!). И объясняют наши мудрецы (Шмот Раба 31:6) слова пророка: «В рост давал, брал проценты, — и жить будет? Не будет жить!» (Иехезкель 18:13), — «Он не оживет при воскрешении мертвых». Ведь этот грех [ростовщичество] и даже то, что лишь отдаленного на него похоже, мерзко и противно в глазах Всевышнего. И я не вижу необходимости говорить на эту тему далее, поскольку страх этого [греха ростовщичества] лежит на каждом еврее.

В целом правило таково: насколько сильна тяга человека к деньгам, настолько же многочисленны ее опасности. И для того, чтобы человек на самом деле был чист [от греха, связанного с этим], он должен тщательно обдумывать все свои дела и проявлять в них величайшую педантичность. И тот, кто сумел очиститься, пусть знает, что достиг великой ступени. Ведь многие люди достигали многих аспектов благочестия, но в отношении ненависти к стяжательству не смогли достичь совершенства. И сказал Цофар а-Наамати Иову (Иов 11:14-15): «Если ложь в руках твоих, гони ее, и да не будет в шатре твоем неправды. И тогда поднимешь незапятнанное лицо свое без изъяна [то есть — без греха], будешь тверд и не убоишься».

 


[1] Очевидно, здесь Рамхаль хочет сказать, что тот, кто печется об исполнении заповеди настолько, что идет на грех ради ее исполнения, страдает недостатком веры. Ведь Всевышний хочет от нас не рассуждений о приоритетах, а точного следования Его воле, т.е. веры в то, что исполнение Его воли и есть благо. Кроме того, сама попытка человека присвоить чужое и получить от этого какую-то пользу свидетельствует о неверии, ведь человек получает от Всевышнего то, что ему положено, и никакие хитрости и тем более преступления не помогут ему получить больше.

[2] Т.е. чужое имущество.

[3] Древняя монета.

[4] В противном случае налипшая грязь изменяет объем.

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал

 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?