Из цикла «Даат тфила», темы: Идолопоклонство, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Это мировоззрение злодеев Израиля, тех, которые признавали своего Создателя, но умышленно восставали против Него; как Амон, сказавший: “Единственное мое желание — прогневить Его” (Сангедрин 103б), и другие, подобные ему. И у пророка сказано: “Прогневить славу Его” (Йешаяу 3:8). Им казалось, что они могут сделать что-то против воли Творца и разгневать Его дурными делами своими, как может человек вызвать гнев товарища, помимо его воли. Еще были такие, которые хотели противостоять Ему с помощью колдовства и чар или знанием служащих Ему ангелов и их функций. Как говорит мидраш Эйха раба: “Говорили они Йирмеяу: “Мы окружим его [Иерусалим] стеной воды, мы окружим его стеной огня”” (Даат твунот 36)».
Не следует употреблять слово «заблуждение» по отношении к тем, кто умышленно восстает против Творца. Но заблуждение находится в их извращенном понимании реальности. В мировоззрении, которое воспринимает духовные силы, через которые Творец управляет миром, как нечто отдельное и независимое, и тогда можно использовать их и обратиться к ним для удовлетворения людских потребностей.
Понятно, что наша вера в столп служения отвергает данное мировоззрение. У Рамбама в 13 принципах веры читаем: Принцип Пятый: что Всевышнему следует служить, возвеличивать Его и выполнять Его заповеди и не делать подобного никому другому — ни ангелам,ни звездам, ни небесным сферам, ни стихиям и ничему, что из них состоит. Поскольку все они — часть природы и не действуют по своему выбору.
Невозможно даже представить себе, чтобы орудиями и слугами Всевышнего, действующими в соответствии с заложенной в них программой, можно было бы воспользоваться против Него. Примечательно, что в разделе Торы, где содержится заповедь служения, не упоминается ни одно из имен Всевышнего, кроме четырехбуквенного Имени Авайе (Г-сподь). «Мы учили, — сказал раби Шимон бен Азай, — приди и смотри, что написано в главе о жертвоприношениях. Не сказано в них ни Всесильный, ни Б-г, а только Авайе, чтобы не дать зацепку для противников поспорить». Раши: «для противников — верящих во множество божеств».
Более того, запрещено обращаться к ангелам или другим духовным силам, как сказано в Иерусалимском Талмуде: «Внемли воплю моему, царь мой и Всесильный мой, ибо к Тебе обращаю я молитвы мои» (Псалмы 5:3) — не следует вопить ни к ангелу Михаэлю, ни к ангелу Гавриэлю, но Мне возопит (человек) и Я отвечу тотчас (Брахот 9:1). «Запрещено обращаться к какой-либо сфире (качеству, проявляемому Всевышним в мире) как таковой. И тот, кто делает это, обрубает основы веры. Основа нашей святой веры в том, что наше сердце во всех благословениях, молитвах и просьбах должно быть направлено только к Единому, Одному Господину, Бесконечному, благословен Он» (Нефеш аХаим). А Бааль аИкарим писал: «Тот, кто кланяется ангелу со стороны его самого и его силы — идолопоклонник».
Вот основа нашей веры относительно служения: Пятый принцип — Всевышнему следует служить, возвеличивать Его и выполнять Его заповеди и не делать подобного никому другому — ни ангелам, ни звездам, ни небесным сферам, стихиям и всему, что из них состоит, поскольку все они — часть природы и не действуют по своему выбору. А также не следует служить им с той целью, чтобы они послужили посредниками для приближения к Нему; но лишь к Нему должны быть обращены наши мысли, и нужно оставить все другое. Этот пятый принцип — запрет идолопоклонства, и большая часть Торы посвящена предостережению против него (Рамбам, Предисловие к главе Хелек).
Мы заканчиваем главы, посвященные пользе от служения, которая выражается в раскрытии единства Творца (в простом понимании этого вопроса). Теперь мы перейдем к объяснению второго аспекта «потребности Всевышнего» в служении, а именно «Приношение Мое, хлеб Мой»: пища миров, которой будут посвящены следующие главы.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?