Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

 

  1. Если человек хранит свои уста, его душа оберегается от всякого греха. Но тот, кто много говорит, даже если у него хорошая душа, и он делает много заповедей и ограждает себя [от грехов], его язык ввергнет его в беду, и все стремление человека к исполнению заповедей упраздняется из-за этого.
    До самого дня смерти человек должен укрощать себя - не постами и отречением от жизненных удовольствий, а обузданием своего языка и своих страстей, и в этом [выражается] раскаяние. Такова суть награды Грядущего мира, как написано: "ибо заповедь - свеча, и Тора - свет, а назидательные обличения - путь жизни" (Мишлей 6:23). [То есть, "путь жизни" Грядущего мира завоевывается назидательными обличениями] более всех постов и изнурений в мире. И каждый раз, когда человек удерживается от речей, он удостаивается Скрытого света, которого не в состоянии представить ни один ангел и ни одно создание.
  2. Весь мир зависит от двух вещей: от делания и речи..., как написано: "И сказал Б-г: "Да будет свод"... и сделал Б-г свод..." (Берешит 1:6). Так во всем, и так в Торе [то есть, дарование Торы происходило посредством говорения и делания]. То же самое относится и к человеку: каждым изречением и каждым действием человека творится одно создание. И так во всем, как известно. Поэтому человеку дана Тора, чтобы исправить речь, и заповеди, [чтобы исправить] действия.
  3. Подобно тому, как дождь и все, что происходит в этом мире, зависит от паров, поднимающихся с земли, так все действия Шехины (Б-жественного Присутствия) и управление этим миром зависит от "пара, исходящего из уст человека" [т.е. от его речи], как к добру,так и наоборот.
  4. Мудрец старается сократить даже необходимую речь. И еще одна ступень, выше этой: тот, кто властвует даже над своим мышлением и не допускает пустых мыслей. Ведь все действия человека следуют за его мыслями.
  5. Мудрец не смеется в голос, потому что из-за основательности его мудрости даже все вихри насмешничества в мире не сдвинут его с места, подобно плодовому дереву, которое не колеблется ветром из-за тяжести плодов. Но глупец - любое дуновение насмешничества и скоморошества подвигнет его сердце, дабы наполнить уста громким хохотом (и адский огонь зажжется в его устах). Он подобно бесплодному дереву, поскольку из-за своей легкости он раскачивается любым дуновением ветра, и об этом сказано: "Ибо как треск терниев под (адским) котлом, так и смех глупца" (Йешая 7:1).
  6. По трем причинам человек не занимается Торой:
    а) из-за погруженности в удовлетворение своих [материальных] страстей, полагая, что это и есть само благо, которое пребудет с ним навеки;
    б) из-за того, что влечется за пустыми разговорами и занятиями и ему очень сложно отстраниться от них. (Вот причина, по которой вожделение говорить пустое столь велико, несмотря на то, что в этом нет никакого удовольствия для тела. Когда человек совершает какое-то действие, ему дают дух свыше, и этот дух не успокоится, пока человек не совершит еще подобные действия. И от этого [повторения] он получает удовлетворение, будь то заповедь или грех. И об этом сказано: "Заповедь влечет за собой заповедь, а грех влечет грех" /Авот 4:2/. И в соответствии с величиной заповеди или греха увеличивается сила притяжения этого • духа. И поэтому при изучении Торы, самой большой заповеди, увеличивается сила притяжения духа святости. И наоборот, когда человек пустословит и насмешничает, что является противоположностью Торе и величайшим грехом, весьма увеличивается сила притяжения духа нечистоты. И удовольствие больше, чем при любом другом нарушении);
    в) потому что человек хочет постичь Тору без труда и без напряжения, а когда видит, что не получает от нее удовлетворения, оставляет ее.
    Первую причину следует врачевать размышлениями о дне смерти и т.п. Что же касается второй причины, в которой нет реального удовольствия тела, а только сила притяжения духа нечистоты, необходимо поразмыслить о том, что если он приобщится к Торе и достигнет с ее помощью духа святости, удовольствие, безусловно, будет больше, чем удовольствие от духа нечистоты, потому что это - истинное удовольствие. А для [устранения] третьей причины необходимо трудиться над Торой, и тогда человек почувствует ее сладость и этим достигнет любви к Торе).
  7. Если голодный поест, то пища ему помогает. Но если пройдет много времени, он ослабеет настолько, что пища не поможет ему. Так и в изучении Торы - "не говори: "когда освобожусь, буду учиться", может быть, ты не освободишься" (Авот 2:4). И так же если другие хотят учиться у тебя, учись с ними, чтобы твоя Тора не пропала, как сказали: "что твои товарищи утвердят ее (Тору) в твоих руках, и не полагайся на свой разум" (Авот 4:13), и как сказали: "а от своих учеников [я выучил] больше всех" (Таанит 7а). И тем более нужно учиться со своими домочадцами, который постоянно возле человека, и если он забудет что-то, они ему напомнят. Тот же, кто так не делает, останется ни с чем. И даже если человек не достоин обучать, но знает открытия в Торе (хидушей Тора) от отца или учителя, должен научить других, и не отговариваться тем, что еще не достоин.
  8. Учить самому - предшествует [по важности] исполнению заповедей, но заповеди предшествуют обучению других.
  9. Каждое слово [Торы], которое человек учит, равноценно всем заповедям, вместе взятым, и раз так, то когда человек выучит, например, одну страницу - исполнит несколько сот заповедей, каждая из которых равноценна всем остальным заповедям.
  10. Награда [за изучение] Торы - Древо Жизни [соединение с источником жизненности], а за заповеди - Ган Эден [наслаждение покинувшей тело души сиянием Шехины]. Их противоположность - меч ангела смерти и Геином.
  11. Тот, кто занимается Торой, и тот, кто [материально] поддерживает мудреца Торы, избегает "зазубренного ножа" ангела смерти, который получает власть только над телом.
  12. Шесть отделений есть в Геиноме, каждое из них состоит из десяти, а шестое включает в себя все остальные отделения и называется "смерть". В нем получает'наказание тот, кто мог учиться и не учился.
  13. Гора Синай и Хорев соответствуют Торе и служению, слову и действию. Ибо на горе Синай была дана Тора, а в Хореве был воздвигнут Мишкан (Скиния), искупавший грехи евреев. [В соответствии с комментарием Рамбана (Дварим 1:6), который говорит, что Хорев - это название местности неподалеку от горы Синай.
  14. Тора подобна хлебу, который является основой пищи и нужен всегда. А заповеди подобны десерту, ведь каждая заповедь [выполняется] только в свое время.
  15. Награда за Тору уподоблена росе, которая вся образует единое целое, а награда за заповеди уподоблена дождю, потому что каждая заповедь [рассматривается] отдельно, как капли дождя.

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?