Из цикла «Стремись к истине», темы: Честность, Хафец Хаим, Тора и бизнес, Хесед, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
Спросили нас торговцы, люди коммерческие: «Вы говорите, что всякое даяние — добро, а всякое взятие — зло? Разве этим вы не нарушаете весь миропорядок? Ведь все творения Творец сотворил так, что существует взаимосвязь дающих и берущих, именно такой порядок Он установил во вселенной. А разве человек не одно из Его творений? Так почему же ему не брать и не давать?»
Но истина в том, что существуют два разных типа даяния и взятия. Одни много берут, а дают мало, и это те торговцы, что в любой ситуации стараются урвать прибыль, не задумываясь над тем, соответствуют ли их усилия, их затраты полученному ими вознаграждению. Да ещё будут стараться получить удовольствие от неудачи ближнего своего и от его незнания. Разве это не обман, не мошенничество?! И тем более те, кто умножает свои товары и приобретения, пожирая труд других ростовщичеством и процентами? Или те, кто за ничтожную плату заставляет своих рабочих выполнять тяжёлую работу? А поработители народов и жестокие диктаторы? У них всех и им подобных взятие огромно, а даяние ничтожно.
Но и то малое, что они дают, не имеет в своей основе добра, нет в нём силы даяния: оно проистекает из злого источника, от силы взятия. Ведь всеми своими стремлениями и мыслями они преданы, привержены лишь одному «взять»! А то, что дадут, — лишь для того, чтобы взять всемерно против отданного. Торговец продаёт свой товар ради получения прибыли. И, снабжая покупателя хорошим и красивым товаром, целью своей имеет он получение сверхприбыли.
Эти люди несут в себе ещё добавочное зло: стремясь взять побольше, они конкурируют друг с другом, и каждый старается урвать для себя всё, что только можно. Хоть по человеческим законам нет в этом греха, однако разве не приносит эта конкуренция много бед и страданий, иной раз даже приводит к тяжёлым болезням и преждевременной смерти?
Таковы пути коммерции первого типа.
Иной путь у праведников: дают много, а берут мало. И в том малом, что берут, они нуждаются только, чтобы иметь возможность давать, делать добро. В этом их цель.
Мы видим, что их взятие проистекает из святого источника, от желания давать, и их качество взятия никогда не соприкасается со злом. Святые на нашей земле во всех своих делах преданы свойствам Создателя, Его мерам.
Что такое хорошая коммерция? Взглянем на действия двух великих мира сего: одного из древних времён, другого из наших дней — и увидим перед собой прямой и честный путь. И если пойдём им, никогда не собьёмся с дороги и не оплошаем.
В Торе написано: «…ходил Ханох с Б-гом». И сказали наши мудрецы: «Ханох шил обувь, и к каждому стежку присоединял что-то особенное для Создателя» (Мидраш Тальпиот /Ханох/). Слышал я от имени рабейну Исраэля Салантера прекрасное объяснение этому изречению: здесь не подразумевается, что во время шитья обуви Ханох предавался возвышенным размышлениям, потому что это запрещено законом, нельзя уделять внимание другому делу, когда выполняешь работу по заказу. В каждый стежок он вкладывал своё сердце и свои мысли, чтобы был хорош и крепок, чтобы обувь вышла отличной и носящий её получал удовольствие. Так Ханох уподоблялся своему Создателю, который наделяет добром и доставляет удовольствие каждому, и так соединялся с Ним, ибо не было у Ханоха ничего, кроме страстного желания и особенного стремления слиться с качествами Создателя. Но к этому нужно добавить, что Ханох берёг себя даже от крупинки зла, чтобы даже нечаянно, по оплошности, не коснулись его хитрость и обман, чтобы не взять больше, чем стоит сделанная им работа.
Второй пример — это раби Исраэль Меир Каган, широко известный как Хафец Хаим (по названию его книги), которого многие в нашем поколении удостоились видеть. Он не хотел зарабатывать себе на жизнь своими знаниями в Торе и стал торговцем. Его товар был превосходным, меры — всегда с излишком для покупателя. Понятно, что к нему стекались клиенты. Сказал раби Исраэль Меир: «Если так, что заработают другие торговцы?», и поставил себе законом открывать свою лавку только на час-два в день, чтобы заработать минимум, и сразу же закрывать ее, и дать этим заработать другим торговцам. Со временем он увидел, что и это не помогло, потому что большинство покупателей стало являться в его лавку в эти два часа. Тогда он совсем закрыл её, ушёл из торговли, ибо не хотел причинять ущерба другим торговцам. Сказали наши мудрецы: «Довольствующийся плодами рук своих значимей богобоязненного» (Брахот 8а). В чём величие довольствующегося плодами рук своих? Это достойнейший человек, желания и устремления которого направлены к тому, чтобы его даяние превосходило получение. Такой человек, при всей своей осмотрительности в предотвращении неудачи, не станет зарабатывать себе на жизнь плодами своего умственного и духовного превосходства, мудростью или мастерством из-за того, что благодаря всем этим своим достоинствам он получит больше, чем отдает. Этому он предпочтёт простую малооплачиваемую работу, которую будет делать в поте своего лица. И качество затраченного им тяжкого труда, конечно, намного превосходит плату за него. Но почему же он выше богобоязненного?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?