Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Несмотря на то, что маленькие дети не обязаны соблюдать субботу, родители должны отдалить их от нарушений

В алахе существует консенсус в отношении светоизлучающих диодов: их активация не представляет собой нарушение запрета Торы, однако соответствует уровню запрета мудрецов. Человек замыкает цепь и свет излучается (благодаря перемещению электронов через полупроводниковые переходы). Довольно сложно дать точное определение, в чем конкретно состоит нарушение постановления мудрецов в этом случае, поскольку диоды не создают никакой надписи или рисунка. Некоторые авторитеты (включая рава Шломо Залмана Ойербаха) придерживались мнения, что это «молид» (создание чего-то нового), несмотря на то, что мы не находим в Талмуде четкого указания на то, что есть категория «молида», связанного со светом. Другие утверждают, что данное действие относится к категории «увдин де-холь», объединяющей все то, что запрещено делать в Шабат на основании алахической интуиции или прецедента — именно к этой категории действий мы относим включение и выключение электрических приборов в Шабат.

Однако мы можем найти целый ряд оснований для того, чтобы облегчить в вопросе с детской обувью. Допустим, что это как раз тот случай, когда решение зависит от обстоятельств: несмотря на первоначальный восторг ребенка, увидев шего себя в светящейся обуви, в конце концов ребенок будет ходить в ней, не думая об огоньках. И поскольку огоньки несомненно будут продолжать загораться, то это случай, известный как «псик рейша»: человек намеревается совершить действие (в нашем случае — идти) с определенной целью, но при этом неизбежно будет достигнут и другой результат, который запрещен (в нашем случае — активация светодиодов в Шабат).

Совершать действия, в которых присутствует «псик рейша», запрещается, однако автор «Тру-мат а-Дешен» (64) пишет, что в случае, когда попутный результат запретила не Тора, а мудрецы, то «псик рейша» разрешается. И хотя мы принимаем в качестве алахи мнение автора комментария «Маген Авраам» (314.5), по мнению которого «псик рейша» однозначно запрещена, даже если сопутствующий результат — проблема не из самой Торы, а с точки зрения мудрецов (см. «Мишна Брура» 314.11), тем не менее, наличие позиции «Трумат а-Дешен» должно рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

В некоторых случаях ребенок вообще не принимает во внимание тот факт, что его обувь имеет замечательную функцию — светится. В этом случае мы имеем дело с «псик рейша де-ло ниха лей» («псик рейша», которая не является желанной для человека, который ее делает), а такую «псик рейшу» разрешает автор книги «Арух» (см. «Бейт Йосеф»: «Орах Хаим» 320). Считается, что мнение автора «Арух» не было принято всеми («Шулхан Арух» «Орах Хаим» 320.18; см. «Мишна Брура» 320.53, где написано, что все согласны с «Арухом», что такая «псик рей-ша», которая не является желанной для человека, не представляет собой нарушение запрета Торы). Тем не менее, довольно много авторитетов, включая рава Овадью Йосефа («Ябиа Омер» ч.5 «Орах Хаим» 28), согласно с тем, что та «псик рейша де-ло ниха лей», в которой сопутствующий результат запрещен не Торой, а мудрецами, будет разрешена. И хотя многие устрожают в этом вопросе, в тех случаях, когда решение воздержаться от такой «псик рейши» тут же приведет к возникновению проблем, принято облегчать («Орхот Шабат» 30.5). Поэтому, если бы взрослый спросил, можно ли ему надевать подобную обувь, то мы бы сказали, что без причины особой, исключительной важности поступать подобным образом запрещено, но данное жесткое предписание не было бы столь очевидным, если бы огоньки на обуви его вообще нисколько не интересовали.

Когда мы говорим о ребенке, носящем подобную обувь, ситуация сразу же становится на порядок легче. Если это малыш, который только учится ходить, и слишком юн, чтобы сколько-нибудь серьезно учить его соблюдению Шабата, то родители не обязаны отдалять его от нарушения Субботы. В то же время, запрещено содействовать даже такому малышу в нарушении Ша-бата (талмудическое понятие «кормит его своей рукой» мы трактуем расширительно, и, конечно, включаем сюда надевание обуви на ноги ребенку). Рашба и Ран считали, что этот запрет не относится к запретам, установленным мудрецами («Бейт Йосеф» «Орах Хаим» 343). И хотя «Шулхан Арух» («Орах Хаим» 343.1) с ними не согласился, тем не менее, в некоторых случаях большой нужды, многие облегчают в этом вопросе, как минимум в отношении маленьких детей («Орхот Шабат» 24.32; см. «Биур Ала-ха» 343.1). Если у нас нет консенсуса законоучителей в отношении действия, которое запрещено взрослому, то тем более можно облегчить том в случае, когда речь идет о ребенке.

Несмотря на наличие целого ряда формальных оснований принять облегчающее решение, ношение ребенком такой обуви совершенно не соответствует духу Шабата, и потому это в целом запрещено. И все же нужно сделать оговорку, что если вдруг возникает особая ситуация, когда у ребенка попросту нет никакой другой обуви, и этот ребенок думает о том, что ему сейчас нужна обувь, а не о том, что он сможет активировать огоньки на ней, — тогда вполне допустимо сложить вместе имеющиеся причины для облегчения и позволить маленькому ребенку носить такую обувь (и даже надеть эту обувь ему на ноги).

Из журнала «Мир Торы»

Перевод Гавриэля Фельдмана


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?