Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Добрые дела праведников остаются в этом мире после их смерти. А что оставим после себя мы?

И знай также, что даже если сам человек удостоился встать «в месте святости Его», то есть на самых высших ступенях, в месте пребывания Б-жественного Присутствия, — даже в этом случае только та изученная им Тора и только те исполненные им заповеди получают право подняться с ним туда, которые были исполнены ради важности их самих. И хотя в святомЗогаре и сказано, что Тора, изученная не ради нее самой, также имеет силу защитить человека от наказания в аду (и из истории с Ахером, приведенной в Талмуде, можно сделать тот же вывод), — тем не менее подняться над небесами она не может, пока не выучена ради нее самой. И Талмуд говорит об этом прямо, как будет показано ниже.

И вот, читатель, я расскажу историю, из которой можно извлечь поучение по нашей теме. Один человек решил ехать в Святую Землю, взяв с собой своих сыновей и остальных домочадцев. Продал он свой дом и свое дело, которые были у него здесь, взял «сверток серебра своего в руку свою» и запасся всем, что может понадобиться в пути. И когда они добрались до порта, где стоял их корабль, капитан, ссылаясь на судового врача, сказал: «Я не имею права взять туда тебя с сыновьями». Тот заплакал, стал умолять его, но капитан объяснил: «Среди твоих сыновей есть такие, которые не могут перенести морского воздуха. И не думай, пожалуйста, что в другое время они смогут плыть по морю: их тело очень ослаблено, и морское путешествие противопоказано им навсегда. Так что придется тебе оставить половину сыновей здесь». И когда пришло им время прощаться — как описать рыдания и горе сыновей и их старого отца, который никогда уже не вернется из Святой Земли, и не увидеться им больше никогда.

И все это прямо касается нас. Известно, что есть дети телесные, а есть — духовные: это добрые дела. И как в этом мире вся любовь и вся радость человека — видеть сыновей своих, цветущих, как масличный сад, вокруг своего стола, так и вечное наслаждение человека в вышнем мире — в постоянном дружеском общении с ангелами, возникшими из его добрых дел. Они ведь по-настоящему близкие и любимые друзья его, и относится он к ним как к сыновьям.

То, что порождение праведников — их добрые дела, известно всем (так говорит Раши в главе «Hoax». — Прим. сост.), и стих говорит об этом намеком: «И человек — святыни его ему будут принадлежать». И если человек удостоится того, что его душе ничто не помешает вернуться прямо к Б-гу, в то место, откуда она была взята, — праведность ее будет предшествовать ей, по слову Писания: «И пойдет перед тобой праведность твоя». Ведь человек, пока жив, совершает многие тысячи добрых деяний, и из каждого возникает духовная сущность, как написано в святом Зогаре. Когда же срок его жизни истекает и дух возвращается к Б-гу, все эти сущности страстно хотят подняться вместе с душой ввысь. Но знай, что только такие деяния могут подняться ввысь, то есть над небесами, которые были сделаны во имя заповеди; у тех же, что были совершены по другим причинам, хватит силы лишь на то, чтобы подняться до небес. (Так говорится в трактатеПсахим, 50: «Один стих говорит: “До небес милость Твоя”, а другой — “Превыше небес милость Твоя”. Здесь нет противоречия: один стих говорит о делающих ради заповеди, а другой — о делающих не ради заповеди». — Прим. сост.) И когда человек видит, что те многочисленные заслуги, которые он заработал в жизни, предшествуют ему, как сказано: «И пойдет перед тобой праведность твоя», — как велика его и их радость! Но она — лишь до небес. Когда же захотят они подняться вместе с душой дальше, над небесами — против воли придется им расстаться, ибо не будет у них сил для дальнейшего подъема. И как описать их горе, когда придется им разлучиться навсегда и никогда больше не увидеться! Ведь в трактате Шабат, 153, сказано, что в течение двенадцати месяцев душа поднимается и спускается обратно, но по истечении этого срока достигает Престола Славы Его и больше уже не попадает никогда. Поэтому пусть человек позаботится, чтобы, пока он еще жив, изучал Тору и исполнял заповеди в цельности (то есть во имя их. — Прим. пер.), и тогда будет он счастлив, и благо будет ему.

И в трактате Шабат, 31, приводится высказывание Реш-Лакиша и Равы о том, что человек должен стараться, чтобы вся Тора и все заповеди, которые человек скопит в этом мире, были бы окружены ореолом трепета пред небесами.

Торат гa-Баит, 8


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?