Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы, связанные со ссудами. Запрет взимания процентов.

231-я заповедь – запрещение отказывать в ссуде из-за того, что в субботний год долг будет аннулирован. Писание предостерегает от подобной мысли, говоря: “Остерегайся, чтобы не было в твоем сердце злого умысла и не подумал бы ты: “Приближается седьмой год, год прощения...”, и чтобы не озлилось твое око на нищего брата твоего и ты не дал бы ему – он же возопит на тебя Ашему и будет на тебе грех” (Дварим 15:9).

И сказано в Сифри: “Остерегайся, чтобы...” – это заповедь “Не делай”. Т.е. два этих слова, соединенные вместе, усиливают друг друга и указывают на то, что в данном речении содержится запрет Торы.

 

 

232-я заповедь – запрещение уклоняться от оказания материальной помощи и поддержки нашим неимущим братьям, в случае, когда нам известно их стесненное положение и когда мы располагаем средствами, чтобы поддержать их. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не ожесточи своего сердца и не сожми своей руки перед нищим братом твоим” (Дварим 15:7). Это запрет вести себя скаредно и уклоняться от предоставления материальной помощи нуждающимся.

 

 

 

233-я заповедь – запрещение отсылать с пустыми руками раба-еврея, выходящего на свободу по истечении шести лет работы. Но необходимо наградить его подарками (Д 196). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпускай его с пустыми руками” (Дварим 15:13).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, которая называется аанака (одаривание), разъясняются в первой главе трактата Кидушин (14б-17б).

 

 

 

234-я заповедь – запрещение требовать возврат долга, если заимодавцу известно, что должник не в состоянии его вернуть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если ты ссужаешь деньгами Мой народ, бедняка, который с тобой, то не будь ему притеснителем” (Шмот 22:24).

В трактате Бава меция (75б) сказано: “Откуда мы учим, что заимодавцу, которому известно, что должник не в состоянии возвратить деньги, запрещено напоминать ему о долге? Тора говорит: “Не будь ему притеснителем”.

А в Мехильте поясняется: “Не будь ему притеснителем” – старайся не попадаться ему на глаза (чтобы даже своим видом не напоминать бедняку о долге, который он не в состоянии отдать).

И знай, что этот запрет распространяется и на того, кто требует возвращения долга с процентами; и тот, кто ссужает в долг под проценты, преступает также запрет Ашема, да будет Он превознесен: “Не будь ему притеснителем”, как мы разъясним в дальнейшем (НД 237).

 

 

 

235-я заповедь – запрещение давать взаймы под проценты. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба” (Ваикра 25:37). Два этих запрета дополняют и усиливают друг друга, и ссужающий под проценты преступает оба запрета. Тем не менее это не две отдельные заповеди, ведь понятия “рост” и “лихва” равнозначны.

Сказано в трактате Бава меция (60б): “Не бывает “роста” без “лихвы” и не бывает “лихвы” без “роста”. Почему же Писание употребляет оба этих выражения? Чтобы научить нас, что ссужающий под проценты преступает два запрета”. И еще там сказано: “В Торе нет различия между “лихвой” и “ростом”.

И там же (61а) поясняется: “Поскольку написано “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба” – можно прочитать: “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву” и можно прочитать “В рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба”.

Таким образом, каждый ссужающий под проценты деньги или продукты преступает оба запрета – в дополнение к прочим запретам, обращенным к заимодавцу (НД 237).

Кроме того, данный запрет повторен в Торе в несколько иных выражениях. Писание говорит (Ваикра 25:36): “Не бери с него лихвы и роста”. В трактате Бава меция (61а) указывается, что этот запрет также относится к заимодавцу, но он служит лишь для усиления, как мы разъясняли в “9-ом принципе” – это не иной запрет, но лишь повторение запрета ссужать деньги и продукты питания под проценты.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Бава меция.

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?