Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что означает благословение «Благословен Ты, Г-сподь, обучающий Торе народ Свой, Израиль»? В Талмуде приводится подробное объяснение.

«Сын дорогой для меня, Эфраим, если ребенок, приносящий радость; ибо каждый раз, когда Я говорю о нем, Я снова вспоминаю его. Поэтому жалел Я его, и милосердие стану проявлять Я к нему — слово Б-ra». В этом стихе слова «если ребенок» кажутся совершенно непонятными. Попробуем прояснить их притчей.

У одного великого раввина был очень способный ученик, и этот раввин обучал его, пока тот не стал выдающимся знатоком Торы. После этого ученик оставил его и уехал в другой город, в котором учился еще несколько лет, пока не стал разбираться в Талмуде как величайший законоучитель. И через несколько лет случилось так, что встретились они на одном постоялом дворе. Очень обрадовался его наставник и попросил хозяина подать в честь гостящего у него молодого раввина лучшего вина и всяческих деликатесов. Хозяин же удивленно спросил его: «Но ведь принято, чтобы младший годами почитал старшего. Почему же сейчас все наоборот?» Объяснил ему раввин: «Этот молодой человек — мой ученик; основу своих знаний он получил от меня, и именно я превратил его в великого мужа. Поэтому-то я так рад его видеть и поэтому не забуду его до конца своих дней».

То же самое можно сказать и в нашем случае. Когда человек занимается Торой, на самом деле его учитель — Сам Святой, благословен Он, потому что именно Он помогает ему понять слова Торы. Поэтому благословение на Тору, которое мы произносим каждое утро, завершается словами: «Благословен Ты, Г-сподь, обучающий Торе народ Свой, Израиль!» И есть еще стих, говорящий: «Я — Г-сподь, обучающий тебя, чтобы помочь тебе» (в этом стихе не сказано: «обучавший»). И более того: сами слова Торы, которые человек произносит, Святой, благословен Он, повторяет в вышнем мире слово в слово. Об этом говорится в трактате Хагига, 15: Говорит Святой, благословен Он: «Что же говорит Мой сын?» Похожий рассказ приводится в трактате Гитин, 6. Там говорится, что рабби Эвьятар и рабби Йонатан поспорили о том, чем на самом деле рассердила своего мужа наложница в Гивье. Потом рабби Эвьятар встретил пророка Элиягу и спросил его: «Чем занят сейчас Святой, благословен Он?» — «Он изучает историю с наложницей в Гивье», — ответил Элиягу. И что же Он говорит о ней (то есть: кто же был прав в моем споре с рабби Йонатаном. — Прим. пер.)Ъ На это Элиягу ответил, что Святой, благословен Он, изучая этот отрывок, говорит: «Йонатан, мой сын, вот что говорит; а Эвьятар, мой сын, вот что говорит. И то, и другое — истина». Здесь подразумевается, что, когда двое этих мудрецов изучали Тору и произносили каждый свое объяснение, Святой, благословен Он, также повторял их объяснения. (Так сказано в книге Нефеш га-Хаим.)

Стих имеет в виду именно это. Он говорит так: «Сын дорогой для меня, Эфраим. Однако в каком случае? Только если это — ребенок, приносящий радость» (речь здесь идет о Торе, которая также названа «радостью», согласно слову Писания: «И буду я радостью каждый день»), то есть если он знает Тору. А если ты спросишь: «А почему говорится именно об изучении Торы? Ведь другие заповеди тоже важны в глазах Б-га благословенного!» — на это отвечает Писание словами: «Ибо каждый раз, когда Я говорю о нем…» Это значит: с того самого момента, когда первый человек, Адам, стал изучать Б-жественную Тору и Б-г в это время как бы учил то же высказывание Торы, Я полюбил его великой любовью, как Своего ученика. Поэтому-то «Я снова вспоминаю его», и поэтому же «жалел Я его, и милосердие стану проявлять Я к нему — слово Б-га». Это означает:

«Я буду помнить его всегда, и милосердие Мое навеки пребудет с ним, что бы ему ни потребовалось».

Хомат га-Дат, 11


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?