Из цикла «Тора и Психология», темы: Психология, Страхи, Связь с Творцом, Ефим Свирский
Страх потери контроля (над ситуацией или собой). Все, что мы можем сказать о природе этого страха в модели, предполагающей отсутствие у мира Создателя, так это только то, что контролировать любой процесс трудно, необычайно трудно — поскольку все случайно и, по определению, неподконтрольно. Можно стараться «держать руку на пульсе» событий и даже временно преуспеть в этом занятии, но ситуация в результате только ухудшится, так как именно тот, кто управляет, и подвержен страху это управление потерять. Рано или поздно любой человек — даже при наличии у него силы, способностей, авторитета и харизмы — теряет контроль над другими людьми, собой, своим здоровьем, своей жизнью и даже тем, что остается после его смерти: нет продолжателей, все забыто или извращено — других результатов не бывает.
Что бы человек ни предполагал, какие бы планы ни строил, итог получится печальным, ибо, как заметил один литературный герой: «Аннушка уже пролила масло», — что предвещало близкую смерть писателя Берлиоза, независимо от его сиюминутных видов на будущее.
Но не так обстоит дело в модели «Творец существует». Он не только существует, но и все находится под Его контролем. Никакая ситуация не может развиваться хаотически. Все идет так, как и должно идти. Надо только суметь проявить свою способность к принятию свободного решения.
Конечно, и в этой модели не все свободно от страха потери сознательного участия в ситуации (так мы переиначили страх потери контроля). Если Всевышний безразличен ко мне — или, другими словами, если Он не любит меня, — то какое мне дело, контролирует Он события или нет? Он же не мой старший брат, который не даст меня в обиду! Откуда я знаю, что у Него на уме? Короче говоря, в модели «Творец существует, но Он меня не любит» боязнь пропасть из-за собственной слабости все еще настолько весома, что продолжает формировать во мне определенные комплексы, ведущие к неврозам.
Поэтому модель «Творец существует» надо дополнить одним очень важным тезисом: Он меня любит и всегда делает все, что ведет к моей пользе.
Тезис о Его любви ко всему, что Им сотворено, можно сказать, краеуголен. На нем стоит весь иудаизм. Из него вытекают крайне важные следствия. И доказать его — как теорему — можно, исходя из аксиомы о существовании и единственности Творца.
Среди психологических аспектов человеческого бытия в мире, созданном Творцом, Который любит Свои издания, отметим два обстоятельства. Первое: я знаю, что Он ко мне относится с любовью, но еще я знаю, что должен попросить Его проявить эту любовь ко мне.
Как это понимать? Приведем пример из жизни нью-йоркского миллионера, отправившего своего любимого сына учиться в Париж. При этом он определил ему некоторую регулярную сумму, получить которую, впрочем, тот может только после телефонного звонка папе. Секретарь спросил отца: разве не удобнее дать распоряжение в парижское отделение банка, чтобы там автоматически перечисляли сыну все, что полагается? А еще удобнее дать сразу всю годовую сумму и не заставлять всех заниматься работой по переводу денег. Сын вполне самостоятелен, не доверять ему нельзя — хотя бы потому, что через несколько лет отец сам начнет постепенно вводить его в дело. На это миллионер ответил: ты прав, так всем было бы легче. Но не мне! Во-первых, он вряд ли станет часто разговаривать со мной по телефону. А во-вторых, мне надо научить его быть партнером, умеющим работать в постоянном контакте… Всевышний любит нас и «хочет», чтобы мы к нему обращались со своими просьбами.
Второе обстоятельство. Создатель не дает нам ничего такого, что в конечном счете может привести нас к удалению от Творца. Другими словами, Он не спешит исполнять то, что нам может повредить (или, по крайней мере, не нужно). Вот схема работы подобного механизма: допустим, человек испытывает некоторую нужду; пока он не просит об этом Всевышнего, нужда удовлетворена не будет, но даже если он попросит Творца и Тот услышит просьбу — даже в таком случае просьба может остаться невыполненной, если в ней нет никакой пользы для просителя.. Человек, просящий у Создателя помощи, должен быть честен перед самим собой. Он должен отдавать себе отчет — доверяет ли Создателю, готов ли получить помощь именно от Создателя и т.д. С другой стороны, обращаясь к Творцу с просьбой, надо быть готовым к любому ответу. На практике это правило сказывается в том, что многие события нашей жизни мы склонны воспринимать как трагедии, большие или маленькие, не всегда понимая, с последствием чего в нашем поведении мы сталкиваемся. Согласно «атеистической модели», многие события своей жизни люди, живущие в согласии с этой моделью, склонны объяснять случайностью, невезением и прочими причинами, лежащими не в них, а где-то снаружи, в то время как чисто еврейским подходом будет спросить себя: что я из этого могу извлечь, чему научиться? Подобные вопросы задавать себе можно (и нужно) также и в тех случаях, когда я не просил того, что со мной произошло.
Понятно, что получение некоторых благ подчас накладывает определенные обязательства на человека. Мы часто инстинктивно чувствуем, что сможем что-то получить, только если правильно используем полученное. Кстати, надо уметь правильно реагировать на действия Того, Кто нам все это дает.
Читайте: тема Психология и Тора
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?