Темы: Реувен Куклин, Смерть, Страх, Богобоязненность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Недавно столкнулся с такой ситуацией. На вопрос о том, боюсь ли я смерти — ответил, что нет, не боюсь, мой оппонент сказал, что это не нормально с психической точки зрения. После этого я долго думал, размышлял и пришел к выводу, что бояться нужно не смерти, а Всевышнего, Который посылает смерть за разные грехи. Ведь однажды умрут все люди, тогда зачем этого бояться? Прошу Вас ответить, прав ли я, и в чем, или нет? Спасибо и с огромным уважением, Александр
Уважаемый Александр!
Талмуд в трактате Брахот (18а), опираясь на стих в книге Экклезиаст (9:5), утверждает, что одно из основных различий между праведником и грешником заключается в следующем: праведник постоянно напоминает себе о дне смерти, а грешник не задумывается о нём, живёт, как будто он вечен. Человек, напоминающий себе о дне смерти, постоянно помнит, что за каждый поступок ему придётся держать ответ перед судом небесным. Благодаря такому напоминанию ему легче выбирать правильный путь во всех своих действиях. Сказали мудрецы (Пиркей Авот 3:1): «Акавья бен-Магалалэль говорил: “Задай себе три вопроса, и ты не согрешишь: из чего ты произошёл, и куда ты идёшь, и пред Кем предстоит тебе стоять на суде и давать отчёт. Из чего ты произошёл? — Из семени, живущего одно мгновение. И куда ты идёшь? — Туда, где прах и тлен. И пред Кем предстоит тебе стоять на суде и давать отчёт? — Пред Царём всех царей, Святым [Творцом], да будет благословен Он”».
Более того, постоянное напоминание о дне смерти помогает человеку не расслабляться, исполняя заповеди, совершая правильные действия, поскольку он отдаёт себе отчёт, что он не вечен, дни его ограничены. Тем более, если он задумается, насколько коротка человеческая жизнь. Сказал царь Давид (Тегилим 144:4): «Человек дуновению подобен, дни его — как тень проходящая». Здесь подразумевается, что жизнь человека невозможно уподобить даже тени, отбрасываемой каким-то неподвижным предметом, например, деревом или стеной дома, настолько быстро она «проносится» — словно тень летящей птицы (см. Когелет Рабба 1:3, Шэарей Тшува 2:9).
Из сказанного мы видим, насколько важно задумываться о дне смерти.
Однако сказано в Ийун Яаков (к Брахот 5а), что размышление о дне смерти полезно только в том случае, если оно способствует тому, чтобы человек более уверенно выбирал правильный путь и не огорчался тем, что происходит в этом мире. Такой человек знает, что этот мир — не «основной», он является лишь коридором, ведущим к будущему миру, и поэтому не стоит огорчаться из-за событий, происходящих в этом мире. Но если такие размышления приводят человека к страху и грусти, предаваться им не следует, поскольку грусть и страх отдаляют человека от служения Всевышнему. Сказал Коэлет (8:15): «И восхвалял я радость…» Из этих слов мы учим, насколько важна радость в служении Б-гу.
Люди по-разному смотрят на день смерти, и корень этого различия Вы упомянули в своём письме: «Бояться нужно не смерти, а Всевышнего, Который посылает смерть». Одни боятся смерти, а другие — Всевышнего, Который её посылает. Человек, помнящий, что смерть посылает Б-г, Который милосерден и желает нам блага, обычно не относится к ней со страхом и грустью.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте на нашем сайте: Страх смерти
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Рав Бенцион Зильбер
Где написано, что это запрещено?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пути жизни «Орхот Хаим»»
Рав Даниель Маршальский
Зачем нужен страх?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Реувен Куклин
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Песнь песней»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону