Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Массовое благословение коэнов у Стены плача стало доброй иерусалимской традицией. Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов — храмовых священников, потомков брата Моше Ааарона, закутываются в талиты и произносят, обращаясь ко всему еврейскому народу: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость!..»

Как правило, свидетелями этой церемонии являются около пятидесяти тысяч человек, которые устремляются в Иерусалим со всех концов Израиля. На сегодняшний момент, благословение коэнов считается самым крупным еврейским Б-гослужением, представляя собой прообраз службы, которая велась в первом и втором иерусалимских Храмах.

Не все знают, что первопричиной этого массового и завораживающего зрелища стала… военная кампания. На протяжении нескольких лет, начиная с 1969 года, египетская артиллерия, раздосадованная поражением в Шестидневной войне, обстреливала израильский берег. Периодически гибли люди, армейские структуры были вынуждено держать начеку большое количество резервистов, что постепенно истощало финансовые ресурсы молодого государства. Недаром та, необъявленная война, получила название Войны на истощение.

В те непростые дни иерусалимский раввин Менахем-Мендель Гефнер изучал мидраш, древние комментарии к книге Теиллим. «С того дня, как был разрушен Храм, что ни день, то очередное проклятие», — прочел он. Однако следующая строчка настроила Гефнера на оптимистический лад: «Сказал рав Аха: за чей счет нам удается выстоять? За счет коэнов».

Раввин Гефнер, человек ученый, продолжил ассоциативную цепочку. На память ему пришла цитата из Вавилонского Талмуда. В трактате «Хулин» сказано, что слова благословения, произнесенные коэнами, получают одобрение Всевышнего.

Энциклопедически подкованный иерусалимец пришел к мысли, что массовый обряд благословения, совершенный потомками Аарона, поможет еврейскому народу выстоять в очередной войне.

Сколько? Где? Когда?

Гефнер рассказал о своей идее друзьям, а они, в свою очередь, напомнили ему несколько исторических фактов, убедивших раввина в правильности своих идей. В книге «Диврей а-ямим» рассказывается о похожей церемонии, которая состоялась в дни правления царя Хизкиягу: «И встали коэны и левиты, и благословили народ. И услышен был голос их, и взошла молитва их в святую Его обитель на небесах». Позднее, в эпоху гаонов, духовный лидер еврейского народа рав Ай Гаон инициировал шествие коэнов вокруг Масличиной горы. Он считал, что такая церемония могла поспособствовать приходу Машиаха.

Похожее мнение встречается и в книге средневекового каббалиста рабби Эльазара Рокеаха из Вормса. Рабби Эльазар упоминает конкретное число участников церемонии: «Если бы 300 коэнов пришли к Масличной горе и произнесли благословение, пришел бы Машиах».

После беседы с друзьями раввин Менахем-Мендель Гефнер окончательно убедился в верности своих идей. Нерешенным остался последний вопрос, географический: где именно следует собрать потомков Аарона? У Стены Плача, как во времена Хизкиягу, или у Масличной горы?

Идея провести массовое благословение у склона Масличной горы отпала сама собой. Изучив местность, Гефнер пришел к выводу, что могилы, которыми буквально усеяна гора, делают нахождение коэнов на близлежащей территории затруднительным. Ведь, как известно, им запрещено посещать кладбища. Кроме того, в эпоху рава Ай Гаона Стена Плача находилась в плачевном состоянии — она была погребена под грудами мусора практически целиком. Раввин Гефнер справедливо предположил, что именно за неимением доступа к Стене Плача рав Ай Гаон выбрал для проведения церемонии Масличную гору.

Ид аль-Гефнер

Итак, место выбрано. Дело за малым — назначить день, в который будет совершено массовое благословение, а также заручиться согласием 300 коэнов.

Вторник, третий день еврейской недели, которая традиционно начинается с воскресенья, издавна считался благоприятным для различного рода начинаний днем. Причиной тому служит предложение «И видел Б-г, что хорошо», которое дважды упоминается в описании третьего дня Творения.

На дворе стоял 5731 (1971) год. В тот год 3-е кислева выпадало на вторник. Третий день третьего месяца в третий день недели — идеальная дата для столь важного мероприятия, как благословение коэнов. С их количеством, как вскоре выяснилось, проблем не было: многочисленные раввины, главы ешив и лидеры хасидских дворов с восторгом встретили инициативу Гефнера и сообщили о ней знакомым коэнам.

Рано утром, 3-го кислева, площадь перед Стеной Плача заполонили люди в белых талитах. Арабы недоуменно взирали на религиозных евреев, колоннами двигающихся в Старый город. По обрывкам фраз, доносившихся тут и там, они решили, что сегодня отмечается какой-то новый праздник, «Ид аль-Гефнер», «Праздник Гефнера»…

Церемония благословения коэнов произвела огромнейшее впечатление на присутствующих. Люди плакали от радости, вспоминая древние пророчества о возвращении евреев в Эрец-Исраэль и сопутствующее ему духовное возрождение.

Постепенно сформировался своеобразный график благословения коэнов. Дважды в год, во второй день «холь а-моэд», полупраздничных дней праздников Песах и Суккот, молящиеся у Стены Плача становятся свидетелями этой торжественной и одновременно трогательной церемонии. Когда коэны закутываются в талиты и поворачиваются лицом к молящимся, кажется, что их слова отзываются эхом не только в Иерусалиме, но и во всем мире: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость!..»

Читайте также: тема Благословение


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?