Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Нимрод, Ноах, Авраам, Вера, Эзриэль Таубер
Когда мы установили, что основа нашей работы в это время — воцарение, подумаем, что значит «сделать Его царем»?
Известны слова мудрецов (Недарим 32а) «В три года Авраам узнал своего Творца» — а до того поклонялся идолам, деревьям, камням[1] и тому подобному.
У меня возник вопрос: в чем новшество Авраама[2], ведь и до него Ноах и его сын Шем были пророками и обучали Торе наших праотцев, Авраама, Ицхака и Якова. Хатам Софер добавляет (в последнем ответе к Йорэ деа), что Творец учил всей Торе Адама, чтобы тот был совершенным. Адам передал это потомкам, Ханоху и Метушелаху, которому было 520 лет, когда умер Адам. И тот научил Торе Ноаха и Шема. В момент его смерти Ноаху было шестьсот лет, а Шему — сто.
Вот цепь традиции: Адам получил Тору от Творца, передал Метушелаху, тот Ноаху и Шему. Ноах учил Авраама, Шем — Авраама, Ицхака и Якова. Потом святые праотцы учили двенадцать сыновей, которые передали Тору всем, кто сошел с Яковом в Египет. А в Египте, согласно мидрашу (Танхума, Ваера), левиты каждую субботу учили Торе весь народ. Но, говорит Хатам Софер, до Исхода знание Торы не было основано на вере. Это было ясное знание без сомнений.
Спрашивается, если в поколении Вавилонской башни и разделения народов Аврааму было 48 лет, и еще был жив Ноах (а в Седер адорот написано, что Ноах учил Авраама с десяти до пятидесяти лет), в чем же нововведение Авраама? Ноах и Шем знали о существовании Творца. Даже о Нимроде сказано, что «он знал своего Властелина, но хотел против Него бунтовать» (Ялкут Шимони, Бехукотай).
Удивительно! Как с этим знанием Ноах и Шем остались во всех отношениях гоями, как Шем остался бен Ноах[3]?
Когда Авраам вышел живым из огненной печи, куда его бросил Нимрод, ему было 52 года[4], еще живы были Ноах и Шем. Как известно, Нимрод и его приближенные осудили тогда Авраама на смерть в огненной печи, потому что он отказывался признавать идолов и распространял знание о Творце мира. Как же Ноах и Шем не вступились за него?
Более того, мидраш рассказывает: когда Авраам был чудом спасен от огня, Нимрода люди лишили власти, и он сам стал слугой Авраама авину. Согласно мидрашу, Ноах жил после этого еще шесть лет, и больше о нем ничего не слышно. Шем тоже не стал евреем после этих потрясающих событий.
Вопрос об Аврааме так и не разъяснила традиция.
[1] Делал себе идолов из живых существ и материального, как множество и сегодня. Интересны в этом плане символы христианства и ислама: дерево креста — поклонение живому человеку, и камень Каабы — возможно, вселенной, ее Творцу и Судье, но не Ашему — Г.С.
[2] Обычно говорят, что Авраам принес миру идею одного Б-га — Г.С.
[3] Остается просто человеком, не становится евреем, заключившим союз с Творцом.
[4] Числовое значение слова бен — сын — Он становится сыном Творца, а тот обретает качество ав — отец — Г.С.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?