Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как укрепиться в уповании

Суть двенадцати из тринадцати основ — в ожидании Машиаха. «Я верю полной верой в приход Машиаха, и хотя он задерживается, буду ждать каждый день, когда он придет». Мало веры! Надо еще ждать! Рамбам (Гилхот млахим) постановил: «Всякий, кто не верит в него или не ждет его прихода, не только изменяет всем пророкам, но и самой Торе Моше-рабейну». — Кто не верит в приход Машиаха, изменяет основе и выпадает из определения «еврей»!

В этом, по сути, содержание известной Гемары (Шабат, 31:1), которая говорит, что один из первых вопросов, которые зададут человеку после его смерти — «ты ждал спасения»? Ждать спасения — особое дело!

Вот о чем я подумал, когда меня беспокоил этот вопрос. Евреи прошли в течение истории много тяжелых периодов (для всего народа это были, например, войны, и у отдельных людей бывают времена, когда все кажется черным, и не видно выхода). Тогда за неимением лучшего человек начинает надеяться, что придет Машиах и решит все его проблемы.

Обратите внимание: это не ожидание прихода Машиаха! В такое время он для человека — лишь одно из решений его проблем. Ципия амитит, настоящее ожидание Машиаха возможно только, когда у человека есть иные выходы, но он ими не пользуется, предпочитая надеяться на Б-га и ждать настоящего освобождения, геулы. Рассказывают, что хасид спросил своего адмора (ребе своего направления), почему Машиах до сих пор не пришел? — Я его так жду… Рав ответил: Машиах, которого ты ждешь, не придет никогда! А Машиаха, который действительно придет, ты еще никогда не ждал.

Народ Израиля сейчас в большой беде, и обычным способом из нее нет никакого выхода. И не только Народ Израиля (и жители страны Израиля). Вся западная цивилизация сейчас перед страшной угрозой! После падения башен-близнецов американское правительство объявило: «Америка уже никогда не будет такой как прежде». Сегодня все признают, что из галута Ишмаэля[1], в котором мы находимся, нет выхода.

В таком ужасном положении, кто не ждет спасения? Человек, который слег, помилуй Б-г, и у него уже больше нет надежды, думает: «Только Машиах может меня спасти»!

Я сам спасся от Катастрофы только благодаря Машиаху. Не мог выдержать ужасных обстоятельств — голода, жажды и так далее — но отец мой, благословенной памяти, все время поддерживал меня, говоря «Машиах уже по дороге, он уже пришел!». Ожидая его, я спасся.

Но… это не настоящее ожидание геулы.

Да, мы стараемся укрепиться: принимаем гостей, говорим Теилим, больше учим Тору, работаем над характером, следим за языком. Это замечательно, так и надо. И все же иногда по отношению к себе в сердце зияет пустота: разве прежде в тяжкие времена Катастрофы или погромов Хмельницкого великие в Израиле не призывали людей укрепиться во всех отношениях? Наш великий учитель Хафец Хаим сам ездил по разным местам, чтобы речами пробудить сердца, и магиды (проповедники) посещали города и деревни. И все же Машиах не пришел. Так неужели ко мне, недостойному, придет? За какие заслуги?

Не пришел я, не дай Б-г, критиковать Народ Израиля. Эти слова просто из разряда нахпеса даркейну венахкора венашува эль Ашем — «будем искать наши дороги и исследуем, и вернемся к Творцу» (Эйха, 3:40). В течение всей истории, по-моему, не было еще периода такого ужасного хилуль Ашем (осквернения имени Творца недостойными делами, нарушением Его заповедей) перед народами, как в нашу эпоху, в пятьдесят последних лет. Народ Израиля проживает на святой земле, в своей независимой стране, и, несмотря на это, духовное состояние опускается на самое дно. С одной стороны, мы утверждаем перед лицом народов, что владеть Иерусалимом должны мы, и в то же время, сжалься над нами, Владыка мира, плюем Ему в лицо! Нет нужды разбирать нынешнее положение в Иерусалиме и на всей Святой Земле.

Все это усугубляет проблему, поскольку вера должна опираться на какую-то основу. Бизнесмен не начнет дело, не вложит средств на основе веры, в надежде, что будут прибыли. Он обязан найти какое-то подтверждение, что это произойдет. Так с чего же в наше время упадка придет Машиах? На что мы можем полагаться в наших ожиданиях?

Он не пришел даже пятьсот лет назад в святой город Цфат, когда там жили такие гиганты и праведники, как Ари акадош и автор Шулхан аруха, Альших и рав Шломо Алькабец. Они не просто занимались каждый своим выдающимся делом, но вместе молились и взывали о приходе геулы. Вставали каждую ночь, в полночь читали тикун ахацот[2] и душераздирающе плакали, прося о раскрытии Его Присутствия. Потом окунались в миквэ и всю ночь учили кабалу. А с утра и весь день учили Тору и открытое учение. И все же Машиах не пришел в их поколении[3]. Так разве в наше падшее поколение он может придти за наши заслуги?


[1] Во сне Якова о лестнице с восходящими ангелами и видении Даниэля об идоле есть намек на четыре изгнания, последнее из которых Эдом (римский галут). Но железо в стопах идола смешано с землей, как учит Зоар — это указание, что в конце будет смешанный галут. Эдом не сумел уничтожить всех евреев в Катастрофе, как собирался, и передал окончательное решение в руки Ишмаэля — Г.С.

[2] Сборник молитв для рассеяния духовной тьмы, который читают в полночь.

[3] См. о попытке восстановления Сангедрина в это время в Цфате в книге «Ам Исраэль хай. История евреев 1650-1990» — Г.С.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?