Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Сломленный катастрофами, грозный фараон согласился отпустить евреев. Удары, обрушившиеся на Египет, убедили его в правильности такого политического шага.

Итак, весна 2448 года от Сотворения мира.

15 число месяца нисан, утро. Шестьсот тысяч человек, не считая женщин и детей, пересекают границу Египта и проходят из города Рамсес в местность, которая называется Сукот.

16 число. Евреи выходят из Сукот и разбивают лагерь на границе с пустыней в районе Этам.

17 число. В том году этот день пришелся на субботу. Стоят лагерем.

18 число. Начинается подготовка к долгому путешествию. Выходят из лагеря. Впрочем, сначала, чтобы запутать египтян, евреи поворачивают и идут назад. Фараон получает донесение: «Блуждают они по этой стране, заперла их пустыня». Наконец, на берегу моря, около места Пи-Ахирот, еврейские колонны встают лагерем.

19 число. Фараон решает вернуть беглецов. Объявляется срочная мобилизация.

20 число. Колесницы фараона настигают евреев у берега моря.

Увидев погоню, евреи пугаются и «вопят к Всевышнему».

21 число (соответствует последнему дню праздника Песах).

Написано: «Моше простер свою руку над морем — и навел Всевышний сильный восточный ветер, который дул всю ночь. Расступилась вода — и превратилось море в сушу. Пошли сыновья Израиля по суше через море.

Погнались за ними египтяне. И вот… простер Моше руку над морем — и оно вернулось. Обрушилась вода на египтян и накрыла все их войско, так что не осталось ни одного человека. А сыновья Израиля прошли по суше через море. Вода же стояла стеной справа и слева от них».

Мидраш рассказывает, что, попав в трудное положение, евреи раскололись на четыре группы: одни сказали — лучше утонем в море, вторые — надо вернуться, третьи — будем воевать, четвертые — давайте откупимся. И никто не догадался, откуда придет помощь.

Именно в эти минуты евреи впервые предъявили претензии Моше: «Разве недостаточно могил в Египте, что ты вывел нас умирать в пустыню?» Как поступил Моше? Стал молиться. Молитва помогает, об этом знают все поколения нашего народа. Но смотрите, что написано: «И сказал Всевышний Моше: что ты кричишь ко Мне? Скажи сыновьям Израиля, чтобы они двинулись!» Идите с верой в свою правоту, а Я спасу.

Народ ликовал, когда увидел, что враг погиб. Но излив всю радость в песнях, снова вернулся к ропоту: дай нам хлеба, дай мяса, дай воды в этой безводной пустыне. Форма жалоб и претензий была оригинальной: «О, дали бы нам умереть в Египте, когда мы сидели у горшков с мясом, когда досыта ели хлеб!» Красивая жалоба, не правда ли? Не сказали — когда мы ели досыта мясо, — обманывать не умели, а сказали — ели хлеб.

У горшков же с мясом только сидели. Сидели и смотрели, как его едят египтяне. А теперь — дай нам мяса! Получили они и мясо, и хлеб. Наелись досыта. С мясом даже несколько перестарались. Что касается хлеба, то выпал ман («манна небесная»). Собирали его каждый день с утра. В пятницу получали двойную порцию — чтоб хватило и на субботу. Ели в готовом виде. На вкус при общей строптивости никто не жаловался сорок лет; значит, был вкусен.

Но ропот продолжался. Причем выражался он чисто по-еврейски. В то время как любой другой народ кричал бы «ой, как плохо!» — евреи, кроме «ой, как плохо», кричали: «зачем нас обманули? зачем мы сюда приехали?» — извините, «зачем мы сюда пришли?» Ехали — это через три тысячи лет.

Глава завершается поучительным эпизодом. Поссорившись с Моше, евреи усомнились: «Да есть ли Всевышний среди нас, или нет?» (Уж не про российских ли евреев вся эта история?) И тут же следующая фраза: «И пришел Амалек (внук Эсава, ненавистник евреев), и воевал с Израилем». Проверьте сами:17‑ая глава книги Шмот, стихи — 7 и 8.

Амалек — враг евреев, антисемит. Говорят, в мире есть две идеи, за которые люди готовы пожертвовать жизнями, — иудаизм и антисемитизм.

Обычное человечество более менее равнодушно к идеям и предпочитает им сытое существование. Но евреи, как народ, на равнодушие просто хронически не способны (хотя от сытого существования тоже не откажутся). Не меньшими подвижниками идеи являются и вечные антагонисты евреев, антисемиты, — только у них другая идея, прямо противоположная еврейской. У евреев — поиск справедливости, а у анти-евреев — поиск еврейской погибели. Они сами согласны пострадать, лишь быть причинить максимальное зло потомкам Авраама, Ицхака и Яакова. Нацистская Германия уже катилась под откос, на фронтах из-за нехватки составов кончались боеприпасы, а железнодорожная служба рейха исправно отправляла обреченных евреев в лагеря. Гибель евреев — вот цель Амалека, вот в чем он видит смысл своей жизни.

Все зависит от нас. Если мы не оставляем Тору — будет нам помощь и на море, и в пустыне. Но как только усомнимся — «да есть ли с нами Всевышний?» — сразу же приходит Амалек.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?