Темы: Награда и наказание, Недельная глава, Ваера, Ноах, Авраам, Лев Кацин, Заслуги, Сдом
В переводе с иврита слово «иври» — еврей — означает «перешедший». Тора называет Авраама перешедшим, потому что он покинул Вавилон не только физически, но и духовно, ушел от строителей Вавилонской башни так же, как и мы с вами «ушли» от строителей коммунизма.
В душе каждого еврея заложена искорка первого еврея Авраама. Быть евреем — значит, не идти за толпой, а, несмотря ни на что, оставаться самим собой…
«Десять поколений — от Адама до Ноя; из этого мы видим, сколь велико терпение Всевышнего, все эти поколения гневили Его, пока Он не обрушил на них воды потопа, — утверждает Талмуд в трактате “Поучения отцов”. — Десять поколений — от Ноя до Авраама; из этого мы видим, сколь велико Его терпение, все эти поколения гневили Его, пока не пришел праотец наш Авраам и удостоился награды, которую могли заслужить все они».
Мудрецы поясняют слова Талмуда: «Если бы десять поколений людей вместо зла творили добро и заслужили награды, то всю эту награду заслужил Авраам».
Удивительно. Представьте себе: негодяи убивали и грабили, Авраам же получит «их награду», как если бы они спасали и творили добро, направляя свои силы на добро вместо зла. Почему же Авраам получил награду за поступки, которые не совершал ни он, ни люди, творившие зло?
Награда за добрый поступок зависит не только от того, что мы делаем, но и от тех внутренних и внешних препятствий, которые при этом преодолеваем. «Лефум цара — агра!» — заключает Талмуд. — В соответствии с усилием и страданием — награда!
Два человека едят мацу. Один купил мацу в кошерном магазине и ест ее спокойно у себя дома, другой, рискуя жизнью, пек мацу в концлагере и поделился последним куском с другими узниками. Маца — одна и та же, но мицва — разная. Эти поступки отличаются по своему духовному наполнению, люди вкладывали в них разные усилия, потому и награда будет разной.
Каждый из нас хочет нравиться и старается подражать нормам поведения, принятым в обществе. Окружение оказывает на нас колоссальное влияние и давление. Поэтому сравнительно легко творить добро в окружении добрых и благородных людей. Но что если вы живете среди негодяев поколения потопа или Содома?
Творить добро тем труднее, чем больше зла творится вокруг. И тем выше награда за добро, творимое несмотря ни на что!
Талмуд определяет награду Авраама количеством зла, которое ему пришлось преодолеть. В его время зло укоренилось, передаваясь из поколения в поколение. Люди тех времен творили зло, отяжеляли этим выбор Авраама. Но они и предоставляли Аврааму возможность заслужить большую награду, если он будет творить добро при любых обстоятельствах.
Ной был праведником, но почему он не удостоился той же награды, что и Авраам?
Отличия в наградах отражают отличия в поступках и душах людей. Хотел ли Ной спасти людей, наполнил ли он свою душу любовью к людям, подобно Аврааму?
Когда Ной открыл ковчег, то ужаснулся, увидев разрушенный мир. Тогда Всевышний спросил его: «Почему ты не молился о спасении людей? Ты делал то, что Я тебе велел: строил ковчег и кормил людей и животных, но в твоем сердце не было любви к людям, ты не молил об их спасении».
Когда Авраам узнал о приближающемся разрушении Содома, то он обратился ко Всевышнему с молитвой: «Неужели Ты погубишь всех и не простишь это место ради пятидесяти праведных людей? Авраам просил о спасении всех жителей Содома. Ведь праведники могут повлиять на всех. Он продолжал заступаться за людей» до тех пор, пока не получил ответ Б-га: «В Содоме нет и десяти праведников».
За зло полагается наказание, за добро — награда. Тот, кто не творит зла, не получает награды, а лишь не заслуживает наказания. Награду можно заслужить только добрыми делами. Ной был праведником в том смысле, что не творил зла. Потому его не настиг потоп — наказание грешников того поколения. Всевышний указал Ною строить ковчег и «помогал» ему там творить добро. Строительством ковчега Ной предупреждал людей о приближающейся опасности потопа, призывал их к раскаянию. Но забота о людях не исходила из его сердца, ведь сам он не молился об их спасении.
Авраам же сам вступил в спор со Всевышним, прося об их спасении.
Он разбил свой шатер рядом с городом негодяев Содомом и творил добрые дела. Авраам наполнил свое сердце любовью, которая преодолела всю их ненависть. Он один озарил свою душу светом, который рассеял тьму. Награда Авраама достигла нас с вами — это наши души и наши сердца.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?