Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Третья недельная глава первой книги Торы. В ней 126 стихов.

Краткое содержание. 1) Авраам поднимается в Святую землю (Берешит12:1—9).

2) Авраам и Сара уходят в Египет и снова возвращаются в Эрец Кенаан (12:10-13:4).

3) Лот, племянник Авраама, отделяется от него и поселяется в Сдоме (13:5—18).

4) Война против Четырех царей, Авраам спасает Лота (14 глава).

5) Союз «между рассеченными частями»; Аврааму сообщается о будущем порабощении евреев и их освобождении (15 глава).

6) Египтянка Агар (Агарь) и ее сын от Авраама — Ишмаэль (16 глава).

7) Союз наша праотца Авраама со Всевышним — брит-мила (17 глава).

Начинается еврейская история. Вернее, история первой еврейской семьи. Прародитель нашего народа Авраам (тогда его еще звали Аврам) получает указание от Всевышнего: оставь свою страну, свою родину, дом своего отца — и иди в землю, которая будет тебе указана. Очень странная последовательность; надо бы сказать: сначала оставь отчий дом, потом — родину (город, в котором родился, отчизну), и лишь затем покинь страну. Или вообще, коротко и ясно: иди в страну Кенаан! Что за литературные украшения текста? Наши мудрецы между тем учат, что в Торе нет ни одного лишнего слова, все в ней стоит на своем месте, все играет свою роль.

Комментаторы дают ряд подробных объяснений. Рассмотрим одно из них. Авраам, первый еврей, родился за пределами Святой Земли, однако в ней умер и похоронен. Его сын — Ицхак — прожил долгую жизнь в земле, которую Творец обещал дать еврейскому народу, — он в ней и родился, и умер, никуда практически из нее не выезжая. Сын Ицхака, Яаков, как и отец, родился в стране, позже названной по его второму имени — Страной Израиля, но умер за границей — в Египте. Реализовались три прототипа еврейской судьбы. (О случае, когда еврей рождается, живет и умирает вне Израиля, в жизнеописаниях наших праотцев нет ни слова; впервые такие судьбы реализовались при египетском рабстве). Как видим, Авраам прожил жизнь, в некотором смысле повторенную ныне в жизнях многих евреев из бывшего Советского Союза. Они тоже родились на чужбине, но теперь живут на родине отцов. Как видим, в Торе нет ничего случайного и не нужного нам.

Авраам действительно стал первым евреем, человеком, принявшим на себя законы Торы. Для того чтобы соблюдать ее законы, надо было оставить обычаи и привычки того времени, выйти из-под влияния культуры идолопоклонников. Из трех перечисленных сред обитания человека (страна, город, дом) проще всего покинуть страну. Вернее, покинуть страну — очень больно и очень тяжело; для многих иммиграция — настоящая трагедия. И все же можно найти в себе силы переехать в другое государство, начать с нуля, сменить имя, платье, соседей. Но оставить родину?! Отказаться от привязанностей, культуры, с которой начал знакомиться еще до школы? Мало кому это удавалось. Разве только совсем молодым, предприимчивым. А между тем, от Авраама требовалось покинуть не просто страну, а именно отчизну — оставить ее, не носить в своем сердце. И лишь затем сказано: оставь дом своего отца. Кто, кроме Авраама, совершил такой подвиг? Дом наших отцов — это наша личная память, наш язык, наша ментальность, как любят говорить в Израиле. Т.е. каждый из нас и есть дом своих отцов.

Слава Б-гу, мы с вами не стояли перед тем испытанием, которое выпало на долю Авраама. Мы родились и выросли не в среде идолопоклонников, а по многим параметрам во вполне культурной стране, у своих интеллигентных еврейских родителей. Нам не надо выбрасывать из своего сердца ни язык России, ни ее культуру. И тем не менее Тора как бы примеряет ко всем еврейским поколениям один рецепт: чтобы прийти (или вернуться) к корням своего народа, надо пересмотреть в себе многое.

Авраам совершил подвиг. Ему было сказано «лех-леха», иди к себе, к своему естеству, к своему еврейству. И он пошел не раздумывая! Взяв с собой все, что у него было, — жену и племянника Лота. Жена была бесплодна, а Аврааму нужен был сын, которому он передал бы знание роли Всевышнего. Всевышний обещал ему сына. Но еще до его рождения произошел целый ряд событий, каждое из которых во многом определило грядущую судьбу евреев.

Авраам обошел всю Страну: там, где ступала его нога, в будущем появилась Эрец Исраэль. Авраам воевал со своими врагами. Четыре царя напали на жителей той земли и среди прочих пленников захватили Лота.

Авраам разбил захватчиков, дав пример следующим поколениям, как надо защищать соплеменников. Он был далеко не молодым человеком, когда совершил себе обрезание, выполняя завет Всевышнего. С тех пор этот завет лежит на всех евреях — как телесный знак нашего союза с Творцом.

Между прочим, большинство евреев всех стран неукоснительно соблюдают заповедь обрезания, совершая обряд брит-мила всем своим младенцам мужского пола в возрасте восьми дней, — независимо от собственной религиозности. В Израиле, например, не обрезать своего новорожденного сына считается совершенно недопустимым даже во вполне атеистически настроенной профессорской среде. Пожалуй, только русское еврейство последнего поколения несколько отошло от этой заповеди, но и оно начинает исправлять ошибки отцов. Ибо обрезаться никогда не поздно! Авраам сделал это в 99 лет.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?