Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Предлагаем пересказ отрывка из Талмуда (трактат Гитин) — на тему, почему был разрушен Святой город

Жил в Иерусалиме один человек, у которого был друг по имени Камца. И был у него враг по имени Бар-Камца. Как-то этот человек устроил большой пир и послал своего слугу пригласить на пир Камцу. Слуга пошел и по ошибке пригласил Бар-Камцу. Вошел хозяин в зал и вдруг увидел, что среди приглашенных находится его враг. Воскликнул он в гневе: «Мой враг за моим столом?! Немедленно встань и уходи отсюда». «Я пришел по ошибке, — отвечал ему Бар-Камца. — Но если уж я пришел, дай мне остаться, я заплачу тебе за все, что съем и выпью. Не позорь меня!». — «Нет!» — ответил хозяин. — «Я заплачу тебе стоимость половины всего пира», — попросил Бар-Камца. Но хозяин был непреклонен. «Тогда я беру расходы за весь пир», — продолжал умолять Бар-Камца. ­«Нет и нет!» — сказал хозяин, схватил несчастного гостя за руку, выставил из-за стола, а затем и вовсе вытолкал вон… Шел Бар-Камца по улицам Иерусалима и думал: «Свидетелями моего позора были наши городские мудрецы. Они тоже находились в том зале, но никто не помешал хозяину поступить со мной так жестоко. Значит, они были с ним заодно. Значит, такова их мораль, их нравы. Обращусь-ка я к римскому кесарю и заявлю, что евреи взбунтовались»… Пришел к кесарю и сказал, что евреи взбунтовались против римской власти. «Где твои доказательства?» — спросил кесарь. «Пошли им животное, чтобы они принесли его в жертву в своем Храме от имени царя, и тогда увидишь, принесут ли они ее. Если не принесут, то это бунт!», — такой совет дал Бар-Камца, который прекрасно знал законы своего народа. Распорядился кесарь послать евреям самого лучшего теленка из стада, что находилось при римском войске. Подарок взялся сопровождать Бар-Камца, но по дороге он незаметно нанес маленькое увечье теленку, поранив его губу (некоторые утверждают — веко), — такое маленькое, что, с точки зрения неевреев, оно не может считаться увечьем, — царапинка, не больше. Но по законам Торы то было самое настоящее увечье (при котором животное нельзя приносить в жертву). В Храме теленка осмотрели мудрецы и, хотя царапину обнаружили, все же решили принести его в жертву ради мира с властью. Но тут вмешался раби Зехария бен Авкилас: «Пойдут разговоры о том, будто увечных животных разрешено приносить на жертвенник». Тогда решили мудрецы приговорить Бар-Камцу к смертной казни, чтобы он не пошел с новым доносом о том, что евреи отвергли жертву кесаря. Но тут вновь вмешался раби Зехария: «Теперь пойдут разговоры, что казнят тех, кто увечит жертвенных животных». Сказал раби Йоханан:

«Праведность раби Зехарии бен Авкилас разрушила наш Дом, сожгла наш Храм и изгнала нас из Страны».

В чем продолжение истории? Послал на евреев кесарь военачальника Веспасиана, и тот три года осаждал Иерусалим. В это время в Иерусалиме жили три богача: Накдимон бен Гурион, Бен-Калба Савуа и Бен-Цицит Акэсэт. На их складах хранились большие запасы всего необходимого; причем этих запасов хватило бы для всех жителей Иерусалима на двадцать один год. Но среди иерусалимцев в те времена было слишком много крайних элементов, которые только и ждали, как бы содействовать приближению войны. Когда израильские мудрецы предложили горожанам выйти и договориться о мире с римлянами, подстрекатели начали мутить народ, заявляя, что война предпочтительней. И в конце концов подожгли запасы продовольствия в ожидании, что угроза голода заставит горожан взяться за оружие. Одним из предводителей самой воинственной партии Иерусалима был Аба Сикра, племянник великого учителя — раби Йоханана бен Закай. Через гонца раби Йоханан вызвал племянника на тайную встречу и, как только они встретились, воскликнул: «До каких пор вы собираетесь морить Иерусалим голодом и мешать заключению мира?» — «Что я могу сделать? — ответил ему племянник. — Если я скажу слово против своих товарищей, меня немедленно убьют». Тогда раби Йоханан спросил у Абы Сикры, каким образом можно выбраться из осажденного Иерусалима. «Притворись больным, — предложил племянник, — не показывайся несколько дней, потом пусть объявят тебя умершим. Носилки с твоим телом пусть несут только твои ученики, причем не надо давать приближаться никому из посторонних. И так тебя вынесут из города, якобы, в направлении к кладбищу». Так и сделали. Когда похоронная процессия подошла к воротам Иерусалима, стража хотела проткнуть тело раби копьем, чтобы удостовериться, действительно ли тот мертв. Но присутствующий при выносе гроба Аба Сикра сказал (а он пользовался у них авторитетом): «Пойдут разговоры, что учителя закололи.» — Ворота открылись и процессия вышла.

Раби Йоханан бен Закай предстал перед Веспасианом (предводителем римского войска) и произнес: «Приветствую тебя, кесарь!» И надо так случиться, что в это же время прибыли гонцы с известием об избрании Веспасиана римским императором. Растроганный Веспасиан предложил еврейскому мудрецу выбрать себе награду, и раби Йоханан попросил,

чтобы ему отдали маленький городок Явне, в котором в ту пору проживало

много ученых, — чтобы их не убили, а городок не разрушили… Дав ему обещание выполнить его просьбу, император Веспасиан отправился в Рим, а продолжать осаду Иерусалима поручил злодею Титу, который впоследствии захватил и уничтожил Иерусалим.

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?