Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги

Мы исполняли все больше и больше заповедей, и наша жизнь менялась. Каждую неделю у нас были гости. Мы никогда не скрывали ни от своих детей, ни от гостей перемены, происходящие в нашем образе жизни. В частности, дети знали, что наше прошлое отличается от прошлого родителей их друзей. Этот факт научил их необходимости — все время оценивать свою жизнь, искать и находить новые возможности приблизиться к Б-гу и точнее соблюдать Его требования.

Как-то мне довелось услышать замечательное объяснение текста молитвы, которую мы произносим три раза в день. Она начинается словами: «Б-г Авраама, Б-г Ицхака, Б-г Яакова». Почему мы повторяем «Б-г» три раза? Почему не экономим время и не говорим проще: «Б-г Авраама, Ицхака и Яакова»?

Это объяснение говорит о многом. Ицхак, сын Авраама, вырос в самом почтенном доме, о каком только мог мечтать еврей. Что могло быть лучше дома Авраама и Сары? Где он мог лучше понять кто такой Б-г? Но Ицхаку было недостаточно учиться только у своих родителей. Они дали ему много, но Ицхак хотел также почувствовать необходимость Б-га внутри себя. Понять на основе собственного опыта, что он не может жить без веры в Б-га, не может выжить без безусловного следования Его заповедям. Б-г должен был стать для Ицхака его «собственным» Б-гом; Ицхак должен был проложить собственную тропу к Б-гу. Конечно, родители учили его, но ему было необходимо самому проделать этот путь.

В каждом поколении мы должны пройти этот путь сами, следуя по стопам наших предков. Это тот же Б-г, но каждый должен «найти» Его для самого себя.

Ребецин Юнграйс рассказывала нам трогательную историю последнего визита к своим родным — дедушке и бабушке — перед самым приходом нацистов. Маленькой девочкой, она сидела на коленях своего зейде и вдруг увидела, что на его Гемару капают слезы. Испугавшись, она побежала к отцу.

«Почему зейде плачет?» — спросила она.

Вместо ответа отец повел дочь на прогулку по глубокому снегу около дома. Он велел ей надеть теплое пальто и высокие сапоги и идти за ним по снегу след в след. Через некоторое время он остановился и спросил: «Почему я просил тебя ступать точно по моим следам?».

«Чтобы у меня была дорожка, по которой можно пройти».

«Вот поэтому зейде плачет. Своими слезами он прокладывает нам путь к Торе».

Каждому из нас необходимы «следы», указывающие дорогу. Но мы должны и двигаться сами, прокладывая себе путь к Б-гу — Б-гу Авраама, Б-гу Ицхака и Б-гу Яакова.

* * *

Как шли наши дела после 1974 года? Действительно ли мы изменились из-за того, что начали жить в согласии с Торой? Улеглось ли волнение, вызванное этими событиями? Стала ли наша жизнь иной, чем прежде?

Будучи еще новичками в этой жизни, мы с Леей выступили с небольшим докладом в одном из еврейских центров. На каком бы уровне соблюдения заповедей ни находились евреи, им нравится слушать рассказы о том, как и почему другие изменили свой образ жизни. Это ободряет и укрепляет их. Людей интересовал накопленный нами опыт, и мы довольно часто выступали на эту тему.

Обычно после выступлений наступала очередь «вопросов и ответов». Одна дама, как-то спросила, действительно ли мы уверены в том, что «это» сохранится надолго.

«Прошло около года с тех пор, как вы стали такими религиозными, — сказала она. — Считаете ли вы, что подобное настроение сохранится в течение следующих десяти или двадцати лет?». Такова была суть ее вопроса.

Откровенно говоря, это был недоброжелательный вопрос. Мне показалась, что жизнь ожесточила эту даму, и ей просто претил наш счастливый вид. Казалось, что целью ее вопроса было «выпустить воздух» из нашего воздушного шарика. Ну, а вы не можете позволить, чтобы такие вопросы сбивали вас с толку. По крайней мере, следует постараться не позволить им сделать это.

Я ответил ей, что после тридцати лет безрезультатных поисков смысла жизни мы не намерены покидать найденный нами замечательный сад. Наоборот, мы надеемся, что новая жизнь будет не только по-прежнему волнующей, но станет еще более захватывающей и интересной.

И именно так и произошло.

Обновление духовных и физических отношений мужа и жены, если они соблюдают законы Торы о чистоте семейной жизни, подобно всей жизни в целом. Если вы действительно посвятили себя Б-гу и Его Торе, то с каждым днем, с каждой секундой ваша способность проникновения в Его суть, в Его величие должна усиливаться. Каждый момент жизни должен быть следующей ступенькой лестницы, ведущей вверх.

Поиск путей выполнения заповедей Торы не имеет предела. Даже Моше не достиг его. В конце концов, это Тора Б-га, и никто не в состоянии полностью постичь Его замысел, не говоря уже о том, чтобы приблизиться к Б-гу или полностью исполнить все заповеди Его Торы. Но именно это и составляет суть величия. Всегда есть что делать, есть вершина, к которой нужно стремиться, необходимость самосовершенствования, возможность сделать больше для своих братьев и сестер, чтобы мир стал соответствовать Б-жественному замыслу.

Может быть, вы находите такой образ жизни тягостным? Нет, как раз наоборот. Подобная жизнь никогда не надоедает; всегда нужно что-то сделать, и каждое «нужное дело» является необыкновенно важным. Знаменитый греческий миф о Сизифе — это история жизни человека, который все время делал и продолжал делать нечто, не имеющее смысла — бесконечную и бесцельную работу. В древности египтяне обрекали сынов Израиля на муки, заставляя их строить города Питом и Рамсес, где возведенное днем за ночь погружалось в пески пустыни.

Но когда ваша жизнь наполнена делами, имеющими ясную цель, и достижение этой цели важнее всего на свете, это ведет вас к новым и новым высотам. Вас охватывает воодушевление, вы как бы движетесь вверх по некой лестнице, где очередная ступень возвышает, приносит новое понимание, и вы знаете, что подъем на следующую ступень даст вам еще больше.

Молитвы, простые молитвы. Давайте поговорим о молитвах. Мне хочется, чтобы вы знали: я считаю своей огромной победой, если мне удается произнести с подобающей сосредоточенностью и чувством хотя бы часть Шмоне эсре — основной молитвы каждой службы. Иногда, молясь, я погружаюсь в свои мысли. Но если мне удается постичь смысл хотя бы одного благословения и сосредоточиться на том, о чем я прошу, я считаю это большим достижением,

Теперь представьте себе, что мне удастся полностью сосредоточится, произнося два, три или десять благословений. Ведь тогда я смогу обратиться к Б-гу с просьбой о помощи и улучшить окружающий мир. Я уверен, что Б-г действительно улучшит мир. Он будет рад, что мы обращаемся к Нему с такой важной просьбой. Тогда я смогу осуществлять в действительности это благословение каждый день своей жизни. Ну, не здорово ли это!

«Исцеляй нас, Г-споди, и мы исцелимся; спасай нас, и мы будем спасены… полностью исцели все наши раны…». Если произнести эти слова с чувством, и при этом иметь в виду конкретных страждущих, а потом, может быть, навестить их в больнице… это так воодушевляет. И это лишь один, микроскопический аспект жизни по Торе. Представьте себе целый день, заполненный исполнением таких мицвот.

Это и есть полнокровная жизнь, наполненная работой для Главы всех глав, Хозяина всех хозяев, который видит все и вознаграждает нас за искреннее стремление выполнить Его волю. Ну, а как при этом зарабатывать себе на жизнь? Можно ли и в этом быть «на уровне»? Да, можно. Нужно понимать, что мы работаем, чтобы жить по Торе, чтобы служить Б-гу, проявлять милосердие, помогать нуждающимся, чтобы воспитывать детей, вдохновленных ценностями Торы. Если наши каванот (намерения), правильны и праведны, тогда все вокруг становится праведным и полным смысла.

Вот так я мог бы ответить на вопрос той леди, о которой упоминал выше.

И это то, чего мы пытались достичь, познакомившись с жизнью по Торе.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?