Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Спрашивают, откуда взялся и пошел еврейский, «разговорный» язык, он же идиш, он же «жаргон»? И куда он исчез?

Никуда не исчез. Он и сейчас — на правах родного — прекрасно обслуживает десятки тысяч ашкеназских евреев, компактно живущих главным образом в Иерусалиме, Бней-Браке и Нью-Йорке. Правда, до войны на нем говорило большее число людей — примерно 11 миллионов.

Возникновение идиш датируется 11—12 веками, когда большие группы евреев перебрались в Германию из французских областей, где говорили по-старофранцузски (Раши его называет лааз). Строго говоря, идиш основан на немецких диалектах с большим использованием слов, заимствованных из иврита, а также славянских языков. За свою историю он претерпел много изменений, проявив большую гибкость в словообразовании и синтаксисе. Идиш считается одним из самых красивых европейских языков по богатству своей идиоматики и многозначности словарного состава. Недаром существует поговорка: «Все языки вышли из иврита, и все языки пришли в идиш». Это очень «музыкальный», напевный язык. Его интонации почти без изменений перешли в современный иврит.

Если вы хотите услышать сочный, живой идиш, идите на «религиозную улицу». Поговорите с детьми, возвращающимися из хедера, послушайте неторопливые разговоры стариков. Вспомните свой язык — на нем говорили многие поколения наших с вами прямых предков. А за его будущее можете не опасаться: пока не закрыты хедеры, он не умрет. Золн мир азей лебн!


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?