Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Сегодняшняя глава читается в Большую Субботу, Шабат Агадоль. Так называется суббота, последняя перед праздником Песах. Потому что именно в эту субботу, накануне Исхода евреев из Египта, произошло большое чудо. Евреям было приказано приготовить для жертвоприношения по овце. Овца — один из идолов египтян, которые поклонялись целому сонму животных. Зарезать ее на виду у всех было опасным делом. И не только зарезать — ее надо было зажарить на открытом огне, таковы законы пасхальной жертвы.

Если кто-то и умудрился зарезать ее потихоньку от египтян, то зажарить, не вызывая подозрений, было невозможно. Запах жареной баранины — самый «демаскирующий» из запахов, кто об этом не знает? Ко всему прочему требовалось кровью жертвы вымазать дверные косяки своих домов, там, где у нас с вами висит мезуза. Евреи вымазали и зажарили — и ни один египтянин не возмутился. Великое чудо!

И еще одна причина: суббота — большая, потому что в этот день евреи всего мира собираются по синагогам, чтобы послушать урок раввинов — драшу. Сегодняшняя драша так и называется — Драшат Шабат Агадоль. Она действительно длится дольше обычного.

В одном из мидрашей говорится, что этот обычай — собираться в последнюю субботу перед Песахом в синагогах — неслучаен, в нем проявляется духовное качество нашего народа: «Когда евреи сидят и слушают раввина, дающего урок, — Всевышний занят тем, что прощает сыновьям Израиля их прегрешения!»

Слова мидраша требуют объяснения. Какая заслуга в том, что мы сидим и слушаем раввина, дающего урок? Почему из-за этого нам прощаются наши прегрешения?

В комментарии на Пасхальную Агаду, Хатам Софер так толкует приведенный мидраш. Верующий еврей всю свою жизнь проводит в определенного рода ожидании. Свою роль на земле и все, что им делается, он трактует как подготовку к будущему миру. При этом настоящий мир он склонен сравнивать с прихожей, из которой можно пройти в большой зал, — во дворец, где его ждут и ко входу в который он призван. А пока он занят деятельным ожиданием. Ибо существование в нашем мире, в этой прихожей, — серьезная работа, включающая в себя духовное обновление через свершение заповедей Торы. Один из важных пунктов этой работы — ожидание прихода Машиаха и построения Третьего Храма.

(До сих пор, зная, что наши выпуски предназначены в первую очередь для людей, неискушенных в Торе, мы старались без нужды не затрагивать такие темы, как приход Машиаха, будущее освобождение еврейского народа и построение Третьего Храма. Ибо они слишком серьезны для поверхностного разговора. Но и совсем игнорировать их тоже нельзя. Когда-то надо открыто заявить, что Машиах и Третий Храм лежат в самой основе религиозного еврейского сознания. Без них нет иудаизма, нет еврейской веры во Всевышнего.)

Ожидание, которым живет еврей, трудно. На первый взгляд, оно ничем не оправдано, поскольку в мире не заметны признаки скорого его осуществления. Оно требует особых душевных затрат и не под силу тому, кто себя к нему не приучил. Возможен ли приход Машиаха вообще? Нужен ли он нам? И от чего он нас освободит?.. Вопросы кончаются или безверием, или искусственным подстегиванием событий.

Наша история полна примерами того, как евреями терялось терпение, важное качество, необходимое при любом ожидании. До дня Исхода из Египта оставалось еще много времени, когда колено Эфраима решило, что час пробил — и в полном составе, не спрашивая никакого разрешения ни у какого фараона, вышло в Синай. Написано, что через несколько десятков лет евреям, руководимым пророком Моше, было запрещено идти через пустыню кратчайшим путем. Почему? — Чтобы они не увидели высушенные кости евреев колена Эфраима, устлавшие землю от Египта до самого Кенаана, — иначе была опасность, что они повернут обратно.

Кто теряет терпение, тот теряет все. Иногда торопить события — то же самое, что сказать врачу: дай мне лекарство, но чтобы оно вылечило сразу, после приема первой таблетки. Не лекарство лечит, лечит себя организм; лекарство только помогает ему самоизлечиться. Нельзя не принимать лекарство, но, согласившись его принимать, надо запастись терпением.

Вернемся к нашему мидрашу. Как ведет урок настоящий рав? Он ставит перед нами проблему и не спешит ее сразу разрешить. Проблема разворачивается со всех сторон, обрастает подробностями, что-то в ней становится понятным, что-то, наоборот, теряет ясность. Она — как жизнь, связывающая воедино все детали нашего бытия, даже самые удаленные друг от друга. А мы сидим и слушаем, поскольку знаем, что в конце урока, в награду за терпение, получим исчерпывающий ответ.

В награду за наше терпение Всевышний прощает нам многие проступки. Ибо мы верим, что в конце концов Он выведет нас из Египта. Сегодня у нас Большая Суббота. Сегодня у нас Большой Урок.

* * *

Когда произошла первая Большая Суббота? Об этом говорит само название — Шабат Агадоль: первая буква шиншабат, суббота; дальше бет — два, второе тысячелетие; тав ­четыреста; значение слова агадоль подсчитайте сами, получится ровно 48. В 2448 году от Сотворения мира наш народ покинул Египет.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?