Темы: Уважение, Доверие, Чувства и разум, Обещание, Отношения с людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Хаг Ханука самеах! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: почему человеку нужно сделать очень много хорошего для того, чтобы ему стали доверять, и лишь единожды оступиться для того, чтобы перестали верить?
Смотрите, это вполне логично. Доверяют человеку надёжному. Что значит надёжный человек? Это тот человек, который не подведёт. Но, если он подвел только один раз, смогу ли я ему доверять потому, что он много раз не подвёл? Дело в том, что и во всём так — разрушить легче, чем построить. Это общий принцип
Поэтому нужно с пониманием относиться к недоверию людей, ведь и мудрецы учат нас: «Относись к любому уважительно, но соблюдай меры предосторожности». И известная поговорка советует: доверяй, но проверяй!
Более того, там, где можно принять меры предосторожности, это нужно обязательно сделать, даже когда идёт речь о ПОЛНОСТЬЮ надёжном человеке. Так вести себя — правильно, и так учат нас мудрецы.
Потрясающий рассказ об этом находим в Талмуде. Глава составителей Талмуда, Рав Аши, перед субботой попросил у одного из мудрецов небольшую сумму денег. Тот, конечно, с радостью согласился одолжить, но попросил, чтобы рав Аши написал ему расписку. Рав Аши удивился: «Что, ты мне не доверяешь?» На что заимодавец ответил: «Раву тем более нельзя доверять, ведь Рав настолько занят изучением Торы, что может забыть о долге». (Мне лично кажется, что Рав Аши, безусловно, знал, что по закону ни для кого не делают исключений, он просто хотел проверить, сможет ли заимодавец преодолеть смущение и потребовать расписку).
Почему это важно? Большинство ссор между друзьями, родными и т. д. возникает из-за того, что люди сначала полагаются друг на друга и ничего не подписывают, а потом оказывается, что этот понял так, а другой эдак, и каждый уверен, что тот специально увиливает и т. п. Если бы всё было обговорено и записано, удалось бы избежать многолетней ссоры.
Вернёмся к сути вопроса. Мне кажется, что не стоит «лезть из кожи» чтобы завоевать доверие. Это само по себе вызывает подозрение. Так действуют матёрые обманщики: сначала вкрадываются в доверие, а потом «кидают» доверившихся. Более того, мы должны знать: мало что в наших силах и всегда могут возникнуть обстоятельства, из-за которых мы не сможем выполнить то, что обещали.
Поэтому нужно очень стараться вообще ничего не обещать, но при этом — стараться сделать то, что мы хотели бы пообещать. С другой стороны, нужно стараться не злиться на людей, когда они не исполняют своих обещаний. Ведь вполне возможно, что они думали: им будет легко это сделать, а потом возникли какие-то трудности или они что-то не учли в момент обещания, или закрутились и забыли…
Нужно понять: главное — это действительно быть надёжным человеком. Это само по себе ценно, вне зависимости от того, насколько благодаря этому нам доверяют. Ведь так мы уподобляемся Творцу, Которого называют Царь Верный.
Если будем стараться быть по-настоящему надёжными и оправдывать доверие людей, то, безусловно, у нас будет помощь Свыше и люди будут нам доверять, даже если там, где это от нас не зависит, мы не сможем оправдать их доверие.
С уважением, Яаков Гельфман
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Яков Шуб
От какой женщины можно породить чужих детей?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Яков Шуб
Ведь существует запрет чтения чужих писем...
Рав Арье (Лев) Кацин
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Яков Шуб
С какого момента заповедь отделять десятину считается выполненной?
Рав Ашер Кушнир
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.