Темы: Холь а-Моэд, Суббота, Праздники, Еврейский календарь, Каникулы, Работа, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПомогите составить график отпусков на 2019 год. Многие из граждан России работают 5 дней в неделю в соответствии с производственным календарем. В какие дни нам запрещено работать? В какие дни нам рекомендовано воздержаться от работы?
Здравствуйте!
Вы очень правильно поставили вопрос, поскольку есть праздничные дни, когда запрещено работать, а есть дни, когда при определенных условиях это разрешено. Еврейские праздничные дни можно разделить на три основные категории по степени «строгости»:
1.В Субботу, йом тов и Йом Кипур — самые строгие законы, в эти дни запрещено выходить на работу при любых условиях [1].
2. Холь а-моэд — полупраздничные дни. В эти дни нельзя работать, если отсутствие на работе не грозит увольнением или денежным убытком[2].
3. 9 Ава и Пурим — в эти дни запрещено работать в силу «минага» — обычая [3]. Причины, по которым разрешается работать в холь а-моэд, действуют и здесь. Если возникают трудности с отпуском в эти дни, раввин может разрешить выходить на работу, даже если условия, при которых можно работать в холь а-моэд, не осуществляются.
Составляя график отпусков, стоит также принять в расчет, что все еврейские праздники начинаются с вечера, т.е. с заходом солнца предыдущего дня. Поэтому, если праздник выпадает, скажем, на 20 апреля, то работать запрещено уже с 19 апреля после захода солнца. Это относится и к субботе: в пятницу после захода работать нельзя. Это значит, что зимой, когда темнеет уже после обеда (в России и Европе), в зависимости от часов работы придется или брать выходной, или сократить рабочий день, чтобы ко времени зажигания субботних свечей быть уже дома. Но летом, когда солнце садится поздно, пятница может оставаться полноценным рабочим днем.
Вот даты еврейских праздников на 2019 год. Жирным шрифтом выделены праздничные дни, которые являются йом товом:
· 21.03.19 (14 Адара) — Пурим
· 22.03.19 (15 Адара) — Пурим в Иерусалиме (действует только в Иерусалиме).
· 20.04.19-21.04.19[4] (15-16 Нисана) — два первых йом това Песаха
· 22.04.19-25.04.19 (17-20 Нисана) — Холь а-моэд Песаха
· 26.04.19-27.04.19 [5] (21-22 Нисана) — два последних йом това Песаха
· 09.06-10.06.19[6] (6-7 Сивана) — Шавуот
· 11.08.19 (9 Ава) — девятое Ава
· 30.09-1.10.19 (1-2 Тишрея) —Рош а-Шана
· 09.10.19 (10 Тишрея) — Йом Кипур
· 14.10.19-15.10.19 [7] (15-16 Тишрея) — два первых йом това Суккот
· 16.10.19-20.10.19 — Холь а-моэд Суккот
· 19.10.19 — Суббота холь а-моэд Суккот
· 21.10.19-22.10.19 [8] (22-23 Тишрея) — два последних йом това Суккот — Шмини Ацерет и Симхат Тора.
С уважением, Моше Сытин
[1] Врачи и медсестры, чья смена выпадает на субботу или йом тов, должны проконсультироваться с компетентным раввином, при каких условиях можно работать в этот день и как это делать.
[2] Отпуск за свой счет не считается убытком. Более подробно о том, при каких условиях можно работать в холь а-моэд, Вы можете прочесть здесь.
[3] Причина запрета — чтобы работа не отвлекла от радости в Пурим и от траура в 9 Ава.
[4] В Израиле — только 20.04.19.
[5] В Израиле — только 26.04.19.
[6] В Израиле — только 09.06.19.
[7] В Израиле — только 14.10.19.
[8] В Израиле — только 21.10.19.
Рав Яков Шуб
Настоять на отпуске?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Натан Агрес
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Из слов Торы — «Соблюдайте праздник мацы в течение семи дней» — мудрецы Талмуда (в Трактате Хагига) учат, что в дни Холь аМоэд запрещено выполнять многие виды работы
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.