Темы: Пересадка органов, Цдака, Милосердие, Кровь, Хесед, Здоровье, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый вечер! Донорство крови — это считается цдакой? И как его вообще можно охарактеризовать, если:
а) Донор не знает, кому он помогает?
б) Государство выплачивает все-таки деньги на восстановление донора после донации?
в) Кроме того, сейчас самый развитый банк костного мозга именно в Израиле. Как Тора относится к медицинскому донорству?
Думаю, что вопрос интересный. С уважением, Владимир
Уважаемый Владимир!
а) Добро, которое человек делает другим людям, бывает разных видов. Есть цдака — это материальная помощь нуждающимся, и есть хесед, он имеет разные формы. Любое добро, которое мы делаем другому, это хесед. Гмара говорит, что цдака — это только бедным, а хесед — это и бедным, и богатым. Как пишут наши мудрецы, и цдака, и хесед имеют свои преимущества. Поэтому важно делать и то, и другое. Хесед — одалживать деньги (безвозмездная ссуда), навещать больных, радовать жениха и невесту и т. д. Хесед включает в себя и донорство.
б) Когда человек делает добро ради добра, даже если ему это как-то возмещают, это добро. Представьте себе врача или медсестру, которые стараются от всего сердца по своим возможностям помочь людям, но им же нужно на что-то жить, им за это платят. Но если основное их намерение — помочь людям, значит, они постоянно делают хесед.
в) Донорство костного мозга, когда это спасает больного, а здоровью донора не вредит, — тоже хесед.
Если донорство помогает другому человеку и не наносит вреда самому донору, раввины это приветствуют. Случай такого донорства — особый хесед. Человек отдает часть своего тела, чтобы помочь другому.
Приведу пример из личной жизни: у моей жены отказали почки, и ей стали делать диализ. Это было очень непросто — трижды в неделю несколько часов проводить в медицинском учреждении, да и организм очищается недостаточно, он постепенно засоряется. Работу этих аппаратов не сравнить с работой маленькой почки (100-200 см. куб). Так продолжалось, пока одна женщина, которая нас лично не знала, не подарила ей почку… Это, конечно, великий хесед, и мы ей очень благодарны. Это было сделано с помощью организации «Матнат Хаим», руководимой равом Гебером.
Тому, кто делает хесед другим, Б-г оказывает милосердие — мера за меру.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путеводитель по кашруту»
Тора запретила употреблять кровь в пищу. Как не нарушить этот запрет?
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Бенцион Зильбер
Хафец Хаим,
из цикла «Любите делать добро»
Три части книги Ахават Хесед
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Почему предписано обрезать младенца именно на восьмой день? Тогда же не знали про фибрин!
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.