Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Б-г разгневался на Билама? Ведь Б-г Сам сказал ему идти!

Темы: Антисемитизм, Билам, Гнев, Проклятие, Рав Бенцион Зильбер, Моав

Отложить Отложено

Шалом! В Торе сказано: «И воспылал гнев Б-жий за то, что он пошел». Это непонятно, и вот почему. Когда посланцы пришли к Билэаму, Б-г приказал ему: «Не ходи с ними» (Числа 22, 12), и Билэам прогнал посланцев. Но они пришли снова, и тогда Б-г сказал Билэаму: «Встань, иди с ними» (Числа 22, 20). Почему в таком случае разгневался Б-г на Билэама, когда тот пошел к Балаку? Элимелех

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Элимелех!

Комментаторы рассматривают этот вопрос и предлагают несколько путей его решения.

Есть очень интересное объяснение Виленского Гаона. На лашон а-кодэш (святом языке) можно сказать «имо» — «с ним» и «ито» — «с ним». Говорит Виленский Гаон: между этими выражениями есть большое различие. Идти «имо», «имаэм» означает «идти с ним, вместе — с той же целью». А идти «ито» означает «идти вместе просто как попутчики, с разными целями». Как в междугородном автобусе едет много людей: один — на свадьбу, другой — к другу, третий — для третьей цели. Нет ничего общего между целями этих людей.

В первый раз Б-г сказал Биламу: «лё тэлэх имаэм» (Бемидбар 22:12) — «не иди с ними с той целью, с какой они идут». Их же цель определенно — проклясть еврейский народ. «Ты с ними с этой целью не иди». Во второй раз Б-г ему сказал так: «Если звать тебя пришли люди эти, встань и иди с ними — лэх итам» (там же, 20). Т. е. «иди с ними как попутчик», они идут с целью проклясть еврейский народ, а ты идешь с целью подзаработать на этом.

По а-Гро получается, что Б-г разрешил Биламу идти с ними только в качестве попутчика, не больше. А о Биламе сказано «ва-йелэх ИМ сарэй моав» (там же, 21) — «и пошел с вельможами Моава». «Им» — тот же смысл, что «имаэм», т. е. с той же целью, что и вельможи Моава. Как пишет Раши, «он так же радовался, что проклянет евреев, как и они».

И тогда понятно, почему Б-г на него разгневался. Сказано: «И воспылал гнев Б-га за то, что пошел он (олэх у)» (там же, 22). Что значит «пошел он»? Понятно же, что идет именно он, Билам. Это значит, что он идет по своему желанию, с целью проклясть евреев — а не так, как Б-г ему разрешил.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.