Темы: Шем, Ноах, Пещера Махпела, Эдом, Эйсав, Эсав, Рим, Рав Менахем Эпель, Санхерив
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОткуда мы знаем, что «Эдом» — это западная цивилизация?
Здравствуйте!
Спасибо за интересный вопрос. Откуда мы знаем, что «Эдом» — это западная цивилизация?
С самого начала оговорюсь, что ответ базируется только на тех немногочисленных источниках, которые я нашел, поэтому вполне возможно, что на этот счет есть и другие мнения.
Известный каббалист раби Моше-Давид Вали (1697-1776, Италия) пишет в нескольких местах, что сыновья Ноаха (Ноя) разделили между собой мир. А именно: Шем взял Азию, Хам — Африку, а Йефет — Европу. И хотя Виленский Гаон в начале своего комментария к книге Диврей а-Йамим пишет иначе: что Шем взял Африку, а Хам — Азию, в отношении Йефета его мнение совпадает с мнением раби Вали. Потомками Йефета, в частности, являются греки. Таким образом, получается, что западную цивилизацию основали потомки Йефета — греки.
Но, с другой стороны, известно, что центр западной цивилизации — Рим — это Эдом, а Эдом, то есть Эйсав, является потомком Шема. Виленский Гаон в том же комментарии приводит этот вопрос и отвечает на него. Он пишет, что Санхерив поселил потомков Эдома в Риме. (Примерно за сто лет до разрушения Первого Храма ассирийский царь Санхерив «перемешал весь мир». Он переселял жителей одних стран на территории других, иногда полностью, иногда частично. Так что народы перемешались и ассимилировались). Таким образом, можно сказать, что «отцами-основателями» западной цивилизации являются как потомки Йефета, так и эдомитяне.
К этому можно еще добавить, что Рамбан в комментарии к Торе (раздел Вайехи, Берешит 49:31) на основании исторических книг пишет: когда Йосеф шел из Египта в Хеврон хоронить Яакова, похоронную процессию встретил Цафо, сын Элифаза, сына Эйсава, и вступил с ними в бой, оспаривая право на место в пещере Махпела. Йосеф, предвидя это, взял с собой вооруженную охрану, которой удалось одолеть нападавших. При этом Цафо и его приближенные были взяты в плен и приведены в Египет. Там он находился в заключении все дни жизни Йосефа. После смерти Йосефа Цафо бежал и стал правителем Рима, а впоследствии и всей Италии. Отсюда следует, что Эдом появился в Риме намного раньше, чем об этом «позаботился» Санхерив.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Овадья Климовский
И где остальные?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Глава из книги р. Мордехая Нойгершла «Путешествие к вершине горы Синай»
Рав Натан Агрес
Создается впечатление, что Потоп индейцев не коснулся... Ответ раввина на вопрос о предках Китайцев. Кем были предки Китайцев? Как это связано с иудаизмом?
Рав Шломо Гольдман
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Яков Шуб
Что вообще отмечается 25 декабря?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.