Темы: Наказание, Грех, Суд, Справедливость, Работа, Мера за меру, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Я мечтаю стать полицейским в Израиле. Никогда не знал, кем я буду в будущем, талантов никаких особо нет, но однажды Ашэм послал мне в голову идею стать полицейским. В семье оценили, советовался ещё с людьми, тоже понравилось. Только недавно наткнулся на тему с повышением меры суда. Услышал историю одну. Получается, если мы повышаем строгость к кому-либо, то и на нас Сверху уже строже смотрят. И если мы совершим ошибку, то нас накажут по полной программе. Это очень круто — отвечать за справедливость, помогать людям. Но насколько это опасно, если мы увеличиваем строгость ко всему преступному миру, а сами можем случайно ошибиться? Спасибо! N.
Здравствуйте, N.!
Если Вы действительно созданы для работы полицейским (о чем судить только Вам и тем, кто Вас знает), то Вы, несомненно, должны им стать.
Миру нужны полицейские, без них преступники будут делать, что хотят. И если каждый потенциальный полицейский предпочтет не браться за это дело, исходя из опасений подобного типа, кто же будет бороться с преступниками и террористами и обеспечивать безопасность людей? Хотя бы по этой причине подобные опасения не должны остановить того, кто испытывает желание стать полицейским и обладает соответствующими данными.
О самих опасениях — не совсем уверен, что понял, какой именно принцип Вы имеете в виду под «повышением меры суда».
Если «мера за меру», то там речь о том, что Б-г наказывает грешника тем же способом, каким был совершен грех («отмеривает» ему той «меркой», какой он «отмеривал» другим). Например, египтяне бросали еврейских младенцев в Нил и в наказание сами были утоплены в Красном море. Разумеется, здесь это неприменимо: речь идет не о том, чтобы грешить, а о том, чтобы строго относиться к преступникам, которые того заслуживают.
Есть иной принцип: тому, кто уступает в конфликтах и прощает обиду, и Б-г «уступает» и прощает. Здесь речь идет о личном конфликте, который у человека с кем-то возник, или личной обиде. Человек думает, что ущемлены его права, что он вправе требовать от другого какой-то компенсации или извинений, но уступает, прощает, не настаивает на полной справедливости и соблюдении своих прав. Тогда и Б-г, Который вправе заставить человека заплатить за свои грехи, «уступит» и не будет настаивать на полном соблюдении справедливости в этом деле.
Разумеется, к Вашей ситуации это тоже не относится. Одно дело — уступать другим в личном конфликте. Другое — быть мягким и уступчивым по отношению к тем, кто угрожает людям, за безопасность которых Вы отвечаете. Так Вы поступитесь не своими правами, а своими обязанностями.
Более того: уступчивость к преступникам — это жестокость к их потенциальным жертвам.
Наконец, есть обязанность судить других благосклонно, «в сторону оправдания»: если нам кажется, что кто-то поступает неправильно, надо, по возможности, истолковать его действия как правильные или, по крайней мере, вынужденные. Мы можем не знать всей истории и неправильно понять то немногое, что видим.
Суть этого принципа — как и предыдущего — создание мирного и гармоничного общества, в котором люди не подозревают друг друга во всех смертных и не конфликтуют без конца, настаивая каждый на своих правах, а смотрят друг на друга благосклонно, уступают — другими словами, любят друг друга.
Но та же любовь к людям обязывает по мере возможностей оберегать их от потенциальных угроз — в том числе, от преступников. И действовать с последними строго и сурово. Как солдат из любви к своему народу сражается как лев и бьет врага. Как мать из любви к ребенку готова биться за него как тигрица.
Разумеется, полицейский, как любой другой, должен избегать перегибов и злоупотребления должностными полномочиями. Да, ошибка тут может быть смертельной. Как и ошибка врача, водителя, летчика, солдата, политика. И что теперь, никому эту ответственность на себя не брать?
Конечно, брать. В идеале — именно из любви к людям и желания о них позаботиться и уберечь от всякого вреда. И в этом плане суровость к преступному миру — это составная часть любви и мягкости по отношению ко всем хорошим людям. Мидраш (Танхума, к главе Мецора) гласит: кто милосерден к безжалостным, тот в конечном счете будет безжалостен к милосердным. Так что у Б-га нет никаких причин для того, чтобы строже, чем к другим, относиться к полицейскому, который из любви к людям суров к тем, кто людям угрожает.
Поэтому, если у Вас действительно есть данные и желание стать полицейским, то станьте им, и пусть Б-г Вам поможет эффективно защищать невинных людей от опасности.
С уважением, Меир Мучник
Рав Натан Агрес
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Мирьям Климовская
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.