Темы: Танах, Шауль, Рав Овадья Климовский, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые равы! Очень странный пасук (стих) в Шмуэль I (15, 11) «Сожалею Я, что поставил Шаула царем…» Как Всевышний может сожалеть? Ведь сожаление — это признание своего поступка ошибочным, опрометчивым. Но если Б-г всеведущ, то Он не может ошибаться. Этот же вопрос относится ко всем местам, где упомянуто сожаление Всевышнего. Спасибо.
Шалом Вам, и спасибо, что обратились к нам!
Как видно из комментариев, есть несколько способов понять слово нихамти — «сожалею». Некоторые полагают, что оно — когда речь идет о поколении Потопа — означает, наоборот, утешение: Всевышний как бы говорит: хорошо, что Я поместил человека среди земных творений, а не среди ангелов, иначе он и их бы поднял против Меня, как он поступил со всеми земными существами. Другие полагают (и именно это объяснение актуально для нашего вопроса), что нихамти означает полную отмену сделанного, то есть: династия Шауля будет не просто прервана, но и вычеркнута в принципе из системы еврейской государственности, будет назначен другой человек, семья которого по своей сущности будет царской династией Израиля.
Однако некоторые мудрецы не трудились прояснять значение слова нихамти, удовлетворяясь простым пониманием текста — «намерение Творца изменилось». Отсюда можно сделать вывод, что существует какой-то очень простой и очевидный способ разрешить противоречие, существующее, по-видимому, между нашим стихом и другим, где сказано: «…не солжет и не передумает, ибо не человек Он (Всевышний), чтобы передумать» (Шмуэль I, 15:29). Представляется, что здесь нам должно помочь понимание следующего факта: все, касающееся Самого Творца — Его мыслей, действий и прочего, — недоступно нашему разуму по определению, вследствие ограниченности нашего разума. Невозможно творению, существующему в определенных рамках, постичь Творца — безграничный Абсолют (так я понимаю сказанное в книге рава Хаима из Воложина «Нефеш а-хаим»). А все, о чем мы сейчас говорим и учим в Торе, — это проявления Творца в этом мире. Взаимодействуя с нами, Всевышний создает у нас тот или иной образ, назначение которого — вызвать у нас определенную реакцию. Так я слышал от своих учителей. Поэтому и возможны такие выражения, как «Всевышний передумал», «Ему грустно» и т. д. То есть, Он показывает нам, как мы должны относиться к поступку, из-за которого Ему «пришлось передумать» или «стало грустно», — так же, как если бы «передумал» наш любимый учитель, отец, царь — точнее, все они вместе.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.