Темы: Йосеф, Мидраш, Египет, Фараон, Рав Меир Мучник, Дина
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Подскажите, пожалуйста, каким образом в Египет к Потифару попала Аснат? Спасибо.
Здравствуйте,
В Торе (Берешит 41:45) написано, что, назначив Йосефа вторым после себя человеком в Египте, фараон дал ему в жены Оснат, дочь Поти Фера, то есть Потифара. Но, как Вы правильно отмечаете, Оснат на самом деле не была биологической дочерью Потифара. Откуда же она взялась и как попала к Потифару?
Объясняют мудрецы (см. мидраш Пиркей де-раби Элиэзер, гл. 38; комментарий Рабейну Бехайе к главе Микец): Оснат была дочерью Дины, дочери Яакова. Она родилась после того, как Дину захватил в плен Шхем, сын Хамора. История этого пленения и последующего освобождения Дины описана в главе Ваишлах (Берешит 34). Мидраш говорит, что после того, как Дина была освобождена и вернулась в семью, братья не хотели оставлять в семье ее дочь Оснат: она стала бы постоянным свидетельством и напоминанием о страшном событии, произошедшем с Диной. Поэтому Оснат была отослана из семьи. Яаков повесил ей на шею табличку с Именем Б-га, чтобы Он ее хранил.
Затем чудесным провидением Оснат попадает в дом Потифара. Ибо Всевышний знал, что в конечном счете братья продадут Йосефа и в Египте его купит Потифар. Поэтому Всевышний устроил так, чтобы в доме Потифара оказалась и Оснат, суженая Йосефа, и чтобы там он с ней познакомился. Увидев у нее на шее табличку с Именем Б-га, Йосеф понял, что она родом из его собственной семьи и подходит ему в жены. И когда впоследствии он был назначен фараоном на высокий пост и получил указание жениться, то выбрал ее.
К слову, согласно некоторым комментариям, повелевая Йосефу жениться, фараон предполагал, что тот возьмет в жены одну из египтянок (кого же еще), и таким образом, ассимилируется в египетском обществе и забудет о своем еврействе. Но Б-г устроил так, что «дочь Потифара», египтянка на вид, оказалась еврейкой, знакомой Йосефу, и, таким образом, взяв ее в жены, Йосеф вовсе не отказался от своего еврейства, а только укрепил с ним связь.
С уважением, Меир Мучник
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Натан Агрес
Разве фараон после казней не отпустил бы народ, если бы ему сказали правду?
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.