Темы: Песах, Дарование Торы, Шавуот, Еврейский календарь, Рав Эльяким Залкинд, Исход из Египта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый рав Эльяким. В дополнение к вопросу о Шавуоте есть ещё один важный вопрос. Почему дарование Торы отмечается как праздник на 50-й день от Песаха, тогда как евреи пришли к горе Синай только в «третий месяц по исходе… в самый день новолуния» (Исх. 19, 1)? Получается, если прошло не менее двух месяцев, то это, как минимум, 56 дней. И выходит, что Шавуот привязали к сельскохозяйственному празднику приношения хлеба (Лев. 23, 15)? Объясните, пожалуйста, в какой день реально была дарована Тора, и если не у горы Синай, то где? Или «третий месяц» не от исхода, а от начала года? Тогда всё равно получаются два месяца между Песахом и Шавуотом. Непонятно… Спасибо. Борис
Здравствуйте, уважаемый Борис.
Нет основания сомневаться в том, что Тора была дарована на горе Синай, так говорится ясно в самой Торе (Шмот 19, 20 и в других местах). Нет сомнения и в том, что это было через пятьдесят дней после исхода из Египта (подробнее — чуть ниже). Третий же месяц от исхода, который упоминается в рассказе о вступлении в пустыню Синай и размещении напротив горы (Шмот 19, 1-2), получается так: дни от 15-го Нисана до конца месяца засчитываются как один месяц (таков язык Торы: даже один день другого месяца рассматривается при подсчете времени как целый месяц). Затем — весь месяц Ияр. И первый день Сивана, когда евреи пришли к горе, назван началом третьего месяца. В шестой день Сивана (см. ниже дополнение) была дарована Тора, на пятидесятый день от следующего после выхода из Египта дня (15 дней Нисана: с 16-го по 30-е, 29 дней Ияра и 6 дней Сивана).
Теперь только надо добавить, что в Талмуде есть еще одно мнение (принадлежащее Раби Йоси): что Тора была дарована 7-го Сивана, а в месяце Нисан в тот год было не 30, а 29 дней. (Ведь начало месяца устанавливается, согласно закону, решением специального суда мудрецов на основании показаний свидетелей, которые видели молодой месяц своими глазами; а это может случиться после 29 или 30 дней предыдущего месяца). И тогда подсчет дней будет таков: 14 дней Нисана: с 16 по 29, 29 дней Ияра и 7 — Сивана, всего — 50. И по обоим мнениям Тора была дарована в субботу. (Подробнее, со всеми нюансами можно изучить эту тему в Талмуде, трактате Шабат, 86 б-88а. См. также Сэдэр Олам Рабба, гл. 5 и 6).
Но в любом случае праздник Шавуот во всех поколениях, согласно заповеди Торы (Ваикра 23, 15-21, Дварим 16, 9-10), приходится на пятидесятый день от второго дня Песаха — 16-е Нисана, и он мог выпадать иногда на 5-ое, 6-ое или 7-ое Сивана, в зависимости от времени освящения месяцев Ияра и Сивана. В нашем же календаре, с рассчитанными и установленными датами смены месяцев, — в Нисане 30, в Ияре 29 дней, и Шавуот выпадает всегда на 6-ое Сивана. (Даты были рассчитаны и установлены в начале периода Талмуда, мы пользуемся этим календарем, пока не будет восстановлен специальный суд мудрецов и месяцы будут освящаться согласно показаниям свидетелей).
Всего Вам доброго, с большим уважением, Эльяким Залкинд
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Хава Куперман,
из цикла «Законы Шавуота»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.