Темы: Пятикнижие, Пшат, Иврит, Письменная Тора, Овадья Климовский, Комментарий
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Я хотел бы узнать мнение раввина по одному вопросу (или, точнее, по нескольким). Я уже несколько лет читаю Тору, то есть не занимаюсь детальным изучением, а читаю по недельной главе в каждый Шаббат. И вот что меня смущает — эта священная книга написана очень простым языком, лично для меня она пока представляется не более чем летописью о некоторых исторических событиях. Очень большое внимание уделяется отдельным подробностям, например, при перечислении членов каждого еврейского колена. И вот первый мой вопрос — почему Тора написана так примитивно (на первый взгляд)? Второй вопрос — действительно ли происходили события, описанные в Торе, или же она является большим, чем просто исторической «летописью», и содержит в себе подтекст, код, скрытый смысл? И если они действительно происходили, то как объяснить, почему они не происходят сейчас? Извиняюсь за такое обилие вопросов, но я должен всё это понять. Заранее благодарю. Ростислав
Шалом, уважаемый Ростислав!
Спасибо за Ваш вопрос, рассмотрим его по частям.
1. «Простой» язык Торы обманчив, вследствие популяризации иврита нам кажется, что мы понимаем все, что написано. Но следует быть осторожнее с этим, некоторые слова могут означать совсем не то, что они означают в современном языке. Отсюда могут следовать в корне неверные выводы. Например, в современном иврите можно часто услышать такое знакомое русскому уху слово максим, означающее «очаровательный». Прослеживается, конечно, корень «чары», но как это далеко от слова косэм — «колдун», отношение к которому в Торе резко отрицательное — вплоть до требования наказывать за колдовство смертной казнью. Читая оригинал и не зная этой тонкости (а в особенности, если мы воспитаны на культуре, где невинное «волшебство» рассматривалось как что-то положительное, сказочное и манящее), мы можем сильно удивляться такому отношению Торы. Пока не узнаем из Устной Торы омерзительные и страшные подробности того, как вершили в те времена колдовство, или не встретим это слово в связи с Биламом-колдуном — одним из врагов еврейского народа. Кажущаяся простота языка является, скорее, следствием его точности и ясности. Посмотрите, однако, главу Ааазину — все ли слова в ней для Вас окажутся так же просты?
2. Подробностям Тора уделяет ровно столько места, сколько ее Автор посчитал нужным, чтобы научить нас чему-то с помощью этих подробностей. Это — тема для отдельной статьи.
3. Второй Ваш вопрос уже получился третьим. Непонятно в нем слово «или» — описанные в Торе события, действительно имели место. Как сказали наши мудрецы, «Писание следует понимать буквально»[1]. Это не мешает, однако, Торе содержать в себе бесчисленное количество «слоев», в которых раскрывается ее невероятная глубина, ведь Тора — это план, в соответствии с которым Всевышний творил мир. В ней содержится «зашифрованная» информация обо всем, что происходило и произойдет в этом мире, и обо всех его обитателях.
4. И если мы будем внимательно изучать Тору, то увидим, что в течение всей нашей истории происходило то, что описано в ней, — вплоть до наших дней. См., например, книгу рава И. Зильбера «Пламя не спалит тебя» об исполнении пророчеств.
С уважением, Овадья Климовский
[1] События изложены в Торе зачастую не в том порядке, в каком они происходили на самом деле, потому что назначение Торы не в том, чтобы рассказать нам о том, что было, а в том, чтобы научить нас (Тора — слово, однокоренное слову ораа — «указание», «обучение»), в чем состоит воля Б-га и как нам поступать. Этим и определяется «отрывочность» фактов, о которых Тора повествует, и порядок их изложения.
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Моше Пантелят
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Нахум Желязник
Почему в Торе приводятся именно эти истории, вызывающие столько вопросов? Ведь метафорические, аллегорические, каббалистические и т.д. смыслы могут быть и у историй, понятных на простом уровне? Почему гостеприимству следует учиться у Лота?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Зеев Урман
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.