Темы: Сотворение мира, Свобода выбора, Овадья Климовский, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМеня много лет интересует сложный вопрос. В главе «Берешит» сказано, что дух бога летал над бездной и он сотворил человека по своему подобию. За свою долгую жизнь я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека богу. Ведь человек существо, а бог дух. Пока я не получил четкого ответа на этот вопрос, хотя этот ответ четко написан в Торе. Хочется знать Ваше мнение. Биньямин
Шалом, уважаемый Биньямин!
Спасибо Вам за Ваш глубокий и интересный вопрос. Для того чтобы ответить на него исчерпывающим образом, возможно, следовало бы написать целую книгу. Но мы попробуем рассмотреть несколько самых доступных нашему пониманию аспектов.
Прежде, однако, заметим, что о Самом Всевышнем мы, люди, не можем сказать ничего. У нас нет инструментов для того, чтобы понять и определить Его. Все, о чем мы можем говорить, это Его проявления в этом мире и Его воздействие на этот мир. Поэтому, наверное, заявить, что Б-г — это дух, так же невозможно, как и приписать ему наличие какого-либо тела, или утверждать еще что-либо подобное. Возможно, Вы имели в виду, что Всевышний не ограничен никакими «рамками», в том числе и телесными. Это верно.
Теперь о Вашем вопросе.
1. Каждое создание является отражением определенной силы — из тех, что проявил Всевышний, творя мир, результатом ее воздействия. Человек несет в себе прообразы всех сил, которые были задействованы при Творении мира. Поэтому в духовном аспекте он считается соответствующим всему творению и имеет власть над ним — подобно Творцу.
2. Вероятно, благодаря этому возможно и то, о чем пишет рав Хаим из Воложина в книге Нефеш а-Хаим: человек единственный из всех творений имеет возможность влиять на мироздание, включая духовные миры. И результат его воздействия на них отражается и в физическом мире. В этом и заключается, по словам автора, подобие человека Всевышнему — в том, что, в отличие от всего растительного и животного мира, функционирующего в соответствии с заложенной в него схемой, человек обладает свободой выбора, и результаты его независимого выбора влияют на все миры. Совершив добрый поступок, человек добавляет в мир святость, больше доброго воздействия опускается в материальный мир из мира духовного и т.д. В обратном случае, не дай Б-г, имеет место обратный эффект.
3. Завершим словами Хафец Хаима, которые приводятся в книге р. Зелига Плискина «Люби ближнего»:
«По образу Б-га» — означает способность человека уподобляться Творцу, Который оказывает милость людям. Всякий, кто совершает добрый поступок, по-новому отражает Его деяния. А кто думает: «С какой стати я должен помогать другим?» — отчуждает себя от Б-га.
С уважением, Овадья Климовский
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Эльяким Залкинд
В Танахе упоминаются случаи настоящего геноцида. Как относиться к этим эпизодам?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Натан Агрес
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Рав Натан Агрес
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.