Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему в Торе эта буква уменьшена?

Темы: Берешит, Сотворение мира, Иврит, Гематрия, Авраам, Натан Агрес

Отложить Отложено

Шалом, у меня такой вопрос. В Торе, глава Бэрэшит (2:4), употреблено слово בהבראם («при сотворении их»), при этом буква ה уменьшена, что это значит? Спасибо.

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный вопрос.

Правила, определяющие написание букв в свитке Торы, — часть Устной Традиции, восходящей к горе Синай. А по словам Рамбана необычная форма букв указывает на особую информацию и скрытые пророчества, содержащиеся в тексте.

Но поскольку любой «намек», скрытый в тексте, тесно связан с простым значением текста, давайте сначала приведём этот стих полностью: «Это порождения неба и земли при сотворении их (בהבראם), в день создания Богом Всесильным земли и неба». Здесь Тора «подводит итог» тому, что было сотворено в семь дней, и говорит о том, что небо и земля, созданные в первый день, уже содержали в себе в неявной форме, в качестве скрытой возможности, все остальные порождения, которые «реализовались» в ходе остальных дней творения (Раши).

Согласно объяснению наших мудрецов (см. у Раши) уменьшенная буква ה в слове «при сотворении их» как бы разбивает это слово на два בה-בראם, что означает «с помощью буквыhэй сотворил их». Таким образом, Тора «намекает», что творение неба и земли (=всей Вселенной) было реализовано буквойhэй.

В соответствии с простым смыслом, вся колоссальная Вселенная была сотворена Всевышним так же легко, как произносится звук hэй, обозначаемый этой буквой. Его произнести легче, чем все прочие звуки, обозначаемые буквами алфавита. А т.к. творение представлено Торой как речь Б-га: «И сказал Всесильный: да будет свет…» (Берешит 1:3 и далее), «Словом Господа сотворены небеса, и дуновением уст Его — все воинство их» (Тэилим 33:6), чтобы дать нам представление о том, насколько легко это было для Всевышнего, используется сравнение с произнесением звуков.

Но у слов «буквой hэй сотворил их» есть и более глубокий смысл. Как связаны сотворение мира и речь? Речевой аппарат — это средство для выражения наших мыслей, переведения их из состояния «духовного» в «материальное». Так же и сотворение мира. Сначала все мироздание существовало только в «мыслях» Б-га — в нематериальном высшем измерении, и лишь на последующих этапах приняло знакомую и ощутимую нами форму. В статье о нисхождении Торы в наш мир мы уже упоминали, что процесс творения происходил (а также постоянно поддерживается) посредством непроизносимого Имени Б-га, читаемого как Адойной («Хозяин», «Властелин») или а-Шем (просто «Имя»). Это имя состоит из четырех букв — йуд, hэй, вав, hэй — каждая из которых соответствует одному из уровней творения (по нисходящей). А последняя буква hэй отражает создание, «осуществление» нашего материального измерения, и именно о ней сказано «буквой hэй сотворил их» (Рабейну Бхаей).

Кроме того, Талмуд (Менахот 29 б) говорит, что сама форма буквы hэй ((ה отражает суть нашего мира. Она ограждает «пространство» с трех сторон, но открыта внизу, что «намекает» на возможность грехопадения и колоссальное влечение к злу. Это должно постоянно напоминать о духовной опасности, в которой человек находится в течение всех дней своей жизни. И хотя иногда мы ощущаем спокойствие, чувствуем себя «устойчивыми», не стоит расслабляться и слишком полагаться на свои силы.

А небольшое «окошко» под «крышей» буквы hэй отражает возможность раскаянья. Тот, кто «выпал из буквы hэй», не должен отчаиваться и хоронить себя там, внизу, ему следует подняться и вернуться через «окошко». Та же свобода выбора, которая привела его к греху, должна теперь привести к исправлению. Но почему для этого необходим отдельный вход и недостаточно открытого настежь «пола», откуда он «выпал»? Это говорит нам о пути к раскаянию — человеку следует изменить себя и по возможности отдалиться от прежних привычек и других внешних факторов, которые привели его к греху. Поэтому обратный путь — кружной! И еще: это «окно» находится на высоте, что означает: Всевышний оказывает особую помощь каждому, кто стремится вернуться к Нему, и поднимает их на такую высоту, о которой они даже не мечтали в прошлом (Шаарей Тшува 1:1).

Более того, прямо над этим «окошком» на «крыше» находиться особая «коронка» (это можно увидеть в свитке Торы). Этой короной Всевышний венчает того, кто возвращается к Нему! Даже если человек упал, оступился, ему не следует чувствовать себя второсортным и отверженным: Б-г дал возможность упасть, и Он же дал возможность подняться! Таков путь праведников, как сказано (Мишлей 24:16): «…семь раз упадет праведный, но встанет».

Стоит упомянуть также комментарий рава Шимшона Рефаэля Гирша, в котором необычное написание буквы hэй объясняется согласно мидрашу, приведенному у Бааль а-Турим (начало книги Ваикра).

Там сказано, что уменьшенная буква как бы не учитывается при чтении. В нашем случае בהבראם («при сотворении их» — т.е. они были сотворены) можно прочесть как בבראם («при их творении» — т.е. они, небо и земля, сами творили).

Рав Гирш поясняет: «порождения» неба и земли — это не только конкретные сотворенные объекты, такие, как небесные тела или растения и животные, но и сами законы природы, законы взаимодействия неба и земли, порождающие все природные явления и поддерживающие тонкий баланс существования Вселенной. Главное назначение этого мира — скрыть присутствие Творца (слово «мир» — олам — однокоренное с нээлам — «скрытый»). Поэтому он создает у нас иллюзию автономности, независимости от Высшей воли, как будто небо и земля сами порождают свои законы и случайным образом влияют на нижний мир и происходящие в нем события (см. статью «Трудится ли Б-г?»).

Поэтому понятно, что именно буква hэй, олицетворяющая материальное измерение Вселенной, уменьшена. Это «превращает» то, что сотворено Всевышним, в отдельно стоящее здание, как бы не зависящее от Него. В этом как раз и состоит основное испытание человека: поверить своим глазам и опуститься (через открытый «пол») в бездну безверия, или пойти за зовом разума и чуткого сердца, которые в силах развеять туман и «выявить» истинного Хозяина.

Первым человеком, самостоятельно совершившим этот шаг, был наш праотец Авраам. Неслучайно к его прежнему имени Аврам (אברם) Всевышний добавил именно букву :ה Авраам (אברהם). Ту самую уменьшенную hэй, которая скрывает истинную картину реальности. Авраам раскрыл присутствие Б-га на земле, он как бы увеличил букву hэй, ставящую все творение в зависимость от Первоисточника. И именно поэтому она была добавлена в его имя! Именно это имели в виду мудрецы, говоря, что слово בהבראם («при сотворении их») намекает на באברהם — «ради Авраама» (те же буквы в другом порядке): небо и земля были сотворены только ради него. Имеется в виду, что вся цель творения состоит именно в том, к чему пришел Авраам: раскрыть Б-га во тьме этого мира и верно исполнять Его волю. Каждый человек, идущий этим путем, оправдывает цель мироздания!

Возможно, именно об этом говорил пророк Нехемья (9:6-9): «Ты, Б-же, един, Ты сотворил небеса, небеса небес и все воинство их (космос и бесчисленные звезды), землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них. И Ты даёшь им всем жизнь, и воинство небесное преклоняется пред Тобою. Ты Господь Всесильный, что избрал Аврама, и вывел его из Ура Касдимского, и дал ему имя Авраам, и нашел его сердце преданным Тебе, и заключил Ты с ним союз».

Пророк разъясняет причину изменения имени «Аврам» на «Авраам». Это было следствием того, что Авраам обнаружил Единую Первопричину всего: «Ты, Б-же, един…» (увеличение уменьшеннойhэй, см. выше). Он не только пришел к этому выводу, но и был готов отстаивать его ценой своей жизни. Ур Касдимский — это место, где царь Нимрод бросил его в огненную печь. За его самоотверженность и незыблемую веру Всевышний дал ему новое имя и заключил с ним и его потомством вечный союз.

В заключение. Мудрецы обращают наше внимание на то, что, добавив в имя Авраама букву hэй, числовое значение которой — 5, Всевышний дополнил числовое значение его имени до 248, что соответствует числу органов тела (служащих оболочкой для «органов» души). Это говорит о совершенстве, которого Авраам достиг своим служением. Но о каких пяти как бы недостающих (в духовном плане) органах идет речь? Два глаза, два уха, и половой орган. Именно через эти органы силы зла влияют на человека и искушают его. Пока человек находится в их власти, ему действительно очень трудно обнаружить истину. Он предпочтет видеть окружающий мир как совокупность случайностей. Ведь без Творца нет и творения, а соответственно, и цели, ради которой все было сотворено. Такое мировоззрение позволяет со спокойной совестью вести «свободный» образ жизни, не задумываясь об ответственности и каких-либо последствиях.

Самый первый шаг, необходимый для возвращения к Источнику, — это отгородить себя от подобных соблазнов и негативных влияний. А тому, кто по-настоящему желает очиститься, посылают особую помощь Свыше.

С уважением, Натан Агрес

Читайте также: тема Гематрия и нумерология

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.