Темы: Мудрецы, Злословие, Земля Израиля, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины! Моя подруга часто выражает свое недовольство переездом в Израиль. Жалуется, что здесь очень тяжело жить и в России было лучше. Говорит, что здесь тяжелый климат и невкусная пища, недовольна и другими вещами. Мне это мешает. Когда я приехала — тоже сначала было непросто сразу ко всему привыкнуть, но я переносила все с радостью, ни на что не жаловалась. Наоборот, очень люблю страну Израиля, даже, когда есть возможность, стараюсь убрать пакеты и другой мелкий мусор с земли, если вижу, что их случайно отнесло ветром от мусорного бака. Ведь это приводит к загрязнению окружающей среды! Подруге я раньше пыталась что-то возразить, что чувствую, что неправильно так относится к своему переезду в Израиль. Но она всегда находит, что ответить мне, и я уже сама задумываюсь, права ли я. Дайте, пожалуйста, знать, как Тора относится к этому вопросу. Заранее благодарю! Рина
Здравствуйте, уважаемая Рина!
Вавилонский Талмуд[1] рассказывает о том, как мудрецы тех времен проявляли свою любовь к Земле Израиля:
Рабби Аба — целовал скалы города Акко.
Рабби Ханина — убирал камни и т.п. на дорогах Эрец-Исраэль. Раши в своем комментарии объясняет: рабби Ханина делал это для того, чтобы никто о них не споткнулся и не сказал ничего дурного о дорогах в Земле Израиля.
Рабби Ами и рабби Аси, когда солнце палило и наступала жара — сами пересаживались в тень и всех учеников, сидевших вокруг них, также пересаживали в тень. Когда же эти мудрецы учились там, где было прохладно, они заботились о том, чтобы все пересели на солнце, чтобы согреться. Они это делали для того, чтобы никому из учеников не пришло в голову сказать что-то дурное о Земле Израиля и о её климате. Наши мудрецы учат: не следует говорить дурного ни о земле Израиля, ни о ее части, ни о ее погодных условиях, ни о ее плодах, ни о плохих зданиях, построенных в ней[2]. Ведь такие речи похожи на грех разведчиков!
Кроме того, в книгах, составленных нашими мудрецами, говорится и о том, насколько важно следить, чтобы мир, в котором мы живем, был чист и сохранен. В мидраше Коэлет Рабба[3] сказано: когда Всевышний сотворил человека — показал ему все деревья райского сада и сказал: «Посмотри на Мои творения — насколько они хороши и прекрасны! И всё, что Я сотворил, — предназначено для тебя! Будь осторожен, чтобы не испортить и не разрушить Мой мир, ведь если ты испортишь — кто после тебя исправит?»
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] Трактат Ктубот, лист 112а.
[2] См. комментарий Бен-Йеойада.
[3] 7:28
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Тора — это духовное ядро, а мир — ее физическое воплощение.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.