Темы: Пятикнижие, Моше, Коэн, Тецаве, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Почему в главах Торы Трума и Тецаве не упоминается имя Моше? Д.
Здравствуйте, уважаемый D.!
В главе Трума Моше упоминается — в самом начале. А вот в главе Тецаве он, действительно, не упомянут ни разу. Наши учителя приводят слова мудрецов Мидраша, объясняющих этот феномен. Дело в том, что после создания золотого тельца в пустыне Всевышний очень разгневался на еврейский народ. Моше молился, чтобы Б-г простил им, и, среди прочего, сказал: «Или простишь им, или сотри и меня из Твоей Книги…» (Шемот 32:32). Самоотверженность Моше принесла свои плоды, и народ был прощен (хоть и с оговоркой). Однако существует правило — проклятие праведника всегда выполняется хотя бы в ослабленной форме, даже если он произнес его с условием. Поэтому Всевышний исключил имя Моше из целого раздела Торы.
Рав Цадок а-Коэн из Люблина в книге При Цадик более глубоко рассматривает этот вопрос, заодно поясняя, почему имя Моше не упоминается именно в главе Тецаве — она ведь не следует хронологически сразу за историей с тельцом (а в Торе вообще расположена до нее). Вкратце можно передать его объяснение так: Моше не получил венец Священничества (коэнства), а только венец Торы. И так вся эта глава посвящена вопросам, касающимся святости коэнов, его имя (а имя связано с корнем души человека), не упоминается здесь. Этим Тора как бы показывает, что Моше по сути своей уже не должен был иметь отношения к священничеству — после того, как священником был назначен его брат.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Еврейские священники
Рав Бенцион Зильбер
Язык, на котором Моше записал Тору, более свят, чем иврит?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.