Темы: Суббота, Еврейский календарь, Авдала, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Зильбер. Прочитал Ваш ответ Арону по поводу авдалы в белые ночи Петербурге, и вот что меня заинтересовало: «…ждут 35—40 минут после захода солнца, т.е. пока солнце не опустится на 8,5 градусов ниже линии горизонта…». Не могли бы Вы рассказать об этом поподробнее, почему именно на 8.5 градусов ниже линии горизонта?? Заранее спасибо. Алексей
Уважаемый Алексей,
В Гмаре и у поским (галахических авторитетов) сказано, что мы ждём появления трёх звёзд. Вопрос — каких звёзд? В Талмуде сказано: не больших, которые видно даже днём, и не маленьких, которые видно только поздно ночью, а средних. Т.е. таких, которые видно с наступлением темноты.
Обычай, принятый в Иерусалиме, — ждать 35—40 минут после захода солнца. Это время, когда солнце опускается на 8,5 градусов ниже линии горизонта и наступает темнота определённого уровня. В это время мы уже уверены, что вышли три звезды.
Почему мы не видим днём звёзды, а ночью видим? Днём солнечный свет затмевает свет звёзд, а ночью, в темноте их свет виден, т.е. появление звёзд связано с определённым уровнем темноты. Уровень темноты зависит, в основном, от градуса нахождения солнца ниже линии горизонта.
Этот промежуток между заходом солнца и наступлением темноты (выходом звёзд) при равноденствии наиболее короткий, зимой немного длиннее, а летом — значительно длиннее. Чем больше мы удаляемся от экватора, тем больше этот промежуток, сумерки. Особенно это различие ощущается летом. Иерусалим находится на 32 градусах северной широты (примерно). Соответственно этот промежуток равен при равноденствии 36 минутам, в середине лета — 42 минутам, а в середине зимы — 40 минутам. Заход солнца здесь считается, как если бы Иерусалим был на равнине, а не на горе, на высоте около 800 м. Ведь темнота на небе наступает в одно и то же время для жителей гор и для жителей долин в одной и той же местности. Например, в одно и то же время для того, кто находится на горе Кармель в Хайфе, и для того, кто находится на берегу моря в Хайфе.
На 40 градусах широты выход звёзд при равноденствии — через 40 минут после захода солнца, в середине зимы — через 45 минут, а в середине лета — через 50 минут.
На 50 градусах широты исход субботы наступает через 48 минут после захода солнца при равноденствии, в середине зимы — через 56 минут, а в середине лета — через 1 час 9 минут после захода солнца.
В очень многих местах в мире поступают по обычаю Иерусалима (Эрец-Исраэль) — считают исход субботы, когда солнце находится на 8,5 градусов ниже линии горизонта.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рахель Эстер
Изделие из серебра для хранения благовонных веществ. До Авдалы ничего не едят и не пьют. После нее принято устраивать трапезу — «проводы царицы (субботы), мелаве малка ».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.