Темы: Ваехи, Рав Реувен Куклин, Яаков, Почитание родителей, Шма Исраэль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Шма Йисраэль», — сказали сыновья Йаакова ему перед смертью. Но алаха запрещает обращаться к отцу по имени. Почему приводится этот мидраш? А.
Уважаемый А.,
Вы правы. Мудрецы в трактате Псахим (56а) говорят, что когда Яаков перед смертью пожелал произнести пророчество о конце дней, пророческий дух внезапно покинул его. Яаков опасался: это произошло из-за того, что кто-то из его сыновей, возможно, является недостойным… Тогда все сыновья произнесли: «Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г наш — Г-сподь один». Этим они хотели сказать, что все помышления их сердца, как и все помышления Яакова, направлены к Единому Б-гу. В соответствии с простым пониманием, говоря «Исраэль», они обращались к своему отцу, Яакову, которого звали также «Исраэль».
Тогда возникает правомерный вопрос: почему они обратились к отцу по имени? Ведь такое обращение является пренебрежительным! В Шульхан Арухе (Йорэ Дэа 240, 2) ясно сказано, что называть отца по имени запрещено.
Вопрос, который Вы задали, задаёт Шла (в комментарии на главу Вайехи). Его ответ: имя Яакова «Исраэль» означает власть и величие — ведь он получил это имя, когда победил ангела (и означает оно «Победивший ангела»), см. Берешит 32, 29. Таким образом, говорит Шла, обращение «Исраэль» может быть приравнено к обращению «господин наш». Разумеется, так обращаться к отцу детям не запрещено.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
При появления отца или матери дети должны встать
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
На тему недельной главы Ваехи
Рав Шрага Симмонс
Отец Авраама был, по сути, злодей. И все же почитание отца было для Авраама первоочередным делом — даже по сравнению со служением Всевышнему.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Бенцион Зильбер
Что такое «тотафот»?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.