Темы: Суббота, Беременность, 39 мелахот, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Можно ли делать домашний тест на беременность в шаббат? (На котором в случае удачи 2 полоски). Заранее спасибо.
В субботу запрещено пользоваться экспресс-тестом на беременность, поскольку это связано с нарушением запрета котэв (писать). Это одна из 39 работ, запрещенных в субботу.
Объясним закон подробнее. В большинстве своем тесты на беременностьпредставляют собой полоску бумаги, пропитанную специальным веществом, которое при химическом контакте с гормоном гонадотропином изменяет окраску. При использовании теста на бумажке-тестере появляется одна полоска при отрицательном результате и две полоски при положительном результате. Теперь необходимо разобраться, является ли проявление этих полосок нарушением запрета котэв?
Иерусалимский Талмуд (Шабат 12:4, Гитин 2:3) рассказывает о мудрых людях Востока: когда один из них хотел передать другому секретную информацию, он писал на бумаге специальной бесцветной жидкостью, которая обычно входит в состав чернил, и посылал такое письмо своему товарищу. Тот, в свою очередь, выливал на поверхность бумаги чернила, в состав которых эта жидкость не входила. В результате текст письма становился видимым. Талмуд приходит к заключению, что это действие будет являться письмом (писанием) и, соответственно, его совершение в субботу — нарушение запрета Торы.
Приведем еще один подобный пример. Один из комментаторов Шулхан Аруха, При Мегадим (Мишбецот заав 340:3), описывает такую ситуацию: человек написал на бумаге текст сырым молоком (понятно, что текст не виден) и послал это письмо своему товарищу, а тот поднес его к огню, в результате чего текст проявился. Каков будет закон? — Такое действие запрещено в субботу мудрецами, т.к. похоже на письмо. Существует несколько объяснений, чем ситуация, описанная При Мегадим (который сказал, что это только запрет мудрецов), отличается от той, что описана в Иерусалимском Талмуде (где сказано, что это запрет Торы). Подробно об этом говорится в респонсах Циц Элиэзер (14:30)и Махазэ Элиягу (65).
В любом случае, мы видим, что существует запрет проявлять в субботу написанный текст. В нашем случае, поскольку в результате действия теста появляются не буквы, а палочки, это является запретом рошем (начертания). Это действие запрещено мудрецами, поскольку подобно письму.
Тот факт, что результат становится виден не сразу, а через некоторое время (первая палочка через несколько секунд, а вторая, при положительном результате, в течение нескольких минут), не является смягчающим обстоятельством. Поскольку, по мнению многих галахичких авторитетов, если изначально предусмотрено, что результат «проявляется» не сразу, а через некоторое время, действие, приводящее к результату, все равно считается прямым, а не опосредованным действием (грама).
Получается, что тестом на беременность запрещено пользоваться в субботу, поскольку это будет нарушением запрета мудрецов, см. выше. Если же, по мнению врачей, существует острая необходимость использования такого теста или, например, теста на период овуляции, который работает по такому же принципу, по медицинским показаниям, необходимо посоветоваться с компетентным раввином.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваякель
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Гади Поллак
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву мне читать, чтобы зачать и родить сына?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Вильям Баткин
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.