Темы: Суббота, Зажигание свечей, Святость, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Рав. Скажите, как поступать с огарками, которые остаются от Шабатних свечей? Спасибо.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде чем ответить на него, необходимо небольшое вступление. Существует два уровня святости предметов, которые используются для выполнения различных заповедей. Во-первых, это предметы, которые сами по себе имеют статус святости, например, тфиллин, мезуза, священные книги и т.п. Запрещено использовать их в будничных целях, а тем более — совершать действия, которые оскверняют их. Данный запрет остаётся в силе даже тогда, когда они становятся непригодны для выполнения заповедей, в этом случае их необходимо положить в генизу.
Во-вторых, это предметы, которые сохраняют статус святости только в то время, когда они предназначены и пригодны для выполнения заповедей, например, лулав, стенки сукки, цицит и т.п. На протяжении этого времени запрещено использовать их в будничных целях, а тем более — совершать действия, которые оскверняют их (Шулхан Арух 21:1).
В отличие от предметов первого вида, после того, как соответствующая заповедь была выполнена, их разрешено использовать в будничных целях, однако действия, которые оскверняют их, запрещено совершать и в этом случае. По мнению Шулхан Аруха (21:1), после использования их можно выбросить даже в мусор. По мнению Рамо, строго по букве закона их можно выбросить только в месте, где не ходят люди, однако, не в мусорный бак. Тот, кто устрожает закон и помещает эти предметы в генизу, удостаивается благословения (Рамо 21:1).
Что касается субботних свечей или свечей для Авдалы, они относятся ко второму виду предметов. Поэтому, например, запрещено зажигать от них обычные свечи, которые будут использоваться только для освещения (Мишна Брура 263:4), или оголяться перед ними (Рамо 275:12). Огарки, оставшиеся от свечей, разрешено выбросить в мусорный бак, предварительно аккуратно завернув их в бумагу или пакет. А некоторые галахические авторитеты разрешают выбросить их даже, не заворачивая (Шмират Шабат кэ-Илхата 43:44). Причина: заповедь выполняется не с помощью самой свечи, а с помощью её света, а свеча лишь дает возможность «извлечь» свет. Кроме того, после использования по свече не видно, что ее использовали для выполнения заповеди, в отличии, например от лулава.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Ашер Кушнир
Знаю, что запрещено, но как от этого избавиться?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.