Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб, Игра
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли в шабат играть в настольную игру Скрабл (русская версия называется Эрудит). Заранее благодарна за ответ.
Большое спасибо за интересный вопрос. В игру «Эрудит» разрешено играть в субботу, если в другие дни недели во время игры не ведется запись очков. Если же обычно во время игры ведется запись очков, то в субботу играть в неё будет запрещено, т.к. существует опасение, что игроки начнут записывать результаты.
Суть игры «Эрудит» заключается в составлении слов на игровом поле из уже имеющихся отдельных букв. Для того чтобы понять, разрешено ли играть в такую игру в субботу, необходимо разобрать три вопроса:
1. Является ли «писанием» (котэв), одной из 39 работ, запрещенных в субботу, составление слов из уже имеющихся отдельных букв?
2. Является ли «писанием» установление букв в ячейки на игровом поле?
3. Существует ли запрет играть в субботу в игры, в процессе которых обычно ведется запись очков?
Рассмотрим каждый из этих вопросов.
1. В Гемаре Шабат (104 б) сказано: человек, который написал в субботу одну букву в одном городе, а другую — в другом городе, нарушил запрет из Торы. Гемара объясняет: причина этого в том, что достаточно лишь приблизить буквы друг к другу, чтобы они оказались рядом. В свою очередь, чтобы нарушить запрет Торы писать в субботу, достаточно написать две буквы рядом — это минимальное количество, «необходимое» для нарушения.
Соответственно, можно сделать вывод: если бы буквы были написаны до субботы, то сближать и разъединять их было бы разрешено. Иными словами, в субботу запрещено именно писать буквы, а составление слов из уже имеющихся букв не запрещено (Маамар Мордехай 317, Авнэй Нэзэр 210, Шмират Шабат кэ-Илхата 9, прим. 48).
2. Автор Маген Авраам (340:10) полагает, что в субботу запрещено пришивать серебряные буквы к ткани, т.к. это действие является нарушением запрета письма (Мишна Брура 340:22). Т.е. по мнению Маген Авраама, хотя буква была изготовлена до субботы, ее прикрепление к какому-либо предмету рассматривается как писание на этом предмете и, соответственно, будет запрещено. Поскольку, по мнению Маген Авраама, запрет в данном случае заключается в помещении букв на существующую поверхность, что уподобляет это действие писанию, понятно, что речь идёт о прикреплении букв к ткани на продолжительный срок/навсегда (Орхот Шабат 15:25, см. также Игрот Мойше, Орэх Хаим 1:135). Соответственно, в игре «Эрудит», где буквы устанавливаются в ячейки на игровом поле только на время игры, чтобы не смешивались, такого запрета не существует.
Кроме того запрет действует только в ситуации, когда буква прежде была как бы «вырезана», не была ни к чему прикреплена. Однако если буква была уже написана на чём-то, например, на бумаге, то прикрепление листа бумаги с написанной буквой не будет считаться «писанием», ведь у этой буквы уже существует своя «поверхность» — то, на чём она написана (Шмират Шабат кэ-Илхата 16, прим. 64). Что касается игры «Эрудит», то буквы в ней уже написаны на пластмассовых или деревянных фишках. Соответственно, установление фишки с буквой на игровом поле не является «писанием» и не запрещено в субботу.
3. Автор Хаей Адам (38:11) пишет, что запрещено играть субботу в игры, где обычно ведется запись очков, т.к. мудрецы опасались: это может привести к тому, что человек по привычке начнет записывать результаты игры. Соответственно, если обычно в игре «Эрудит» ведут запись очков, то играть в нее субботу будет запрещено.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Запрет писать и стирать в субботу
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Вильям Баткин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваякель
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Ита Минкина
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Гади Поллак
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.