Темы: Трапеза, Пасхальный седер, Еда, Рав Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Подскажите, пожалуйста, я читал, что во время Второго Храма люди ели полулёжа, действительно это было так? Ведь если были царские троны, то, значит, были и лавки (стулья)? А если ели, лёжа (на каких-то лежанках или на полу?), то, значит, были какие-то совсем низкие столы? Или что-то стелили на пол и ели с пола? Что нам известно? С уважением, Михаил
Уважаемый Михаил,
В трактате Брахот подробно обсуждаются всевозможные традиции и ритуалы, связанные с трапезами. Из того, что там написано, следует, что в те времена (Талмуд был записан между 3—6 вв. н.э.) богатые и привилегированные люди ели, возлежа на небольших кроватях или кушетках. При этом у каждого была своя такая кушетка и свой маленький столик, на который ему и подавали еду — то есть, так мог есть только человек, которому кто-то прислуживает во время трапезы.
Отсюда закон, что мацу и вино, которые необходимо съесть и выпить во время пасхального Сэдэра, едят и пьют, именно опершись на левую руку. Рабы не имели возможности есть таким образом, они принимали пищу, стоя или присев где-нибудь в углу.
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: Размышления о свободе и рабстве
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путеводитель по кашруту»
Проблемы кашрута в современном мире. Фирменные знаки организаций, контролирующих кашрут
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.