Темы: Мысли, Материя, Духовность, Самосовершенствование, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, уважаемый рав! — Скажите, пожалуйста, считается ли мысль чем-то духовным, не принадлежащим к материальному миру? Именно сама мысль; имеет ли она духовную природу, или природа её — физическая? Интересна точка зрения иудаизма на этот счёт. — А также такой вопрос: в чём, по иудаизму, состоит смысл жизни еврея? Понимаю, что вопрос этот сложен и ответить на него кратко — довольно сложная задача, поэтому поставлю вопрос более узко: состоит смысл прихода еврея в этот мир в служении Творцу или в продвижении своей души на более высокие духовные уровни? Может, и то, и другое? А может, и ни то, и ни другое, а что-то третье? Буду благодарен за ответы!
Анонимус
Уважаемый Анонимус!
Мне кажется, совершенно очевидно, что мысль имеет физические свойства. Человеческий мозг излучает электромагнитное поле. Интенсивность этого поля можно измерить и определить уровень активности мозга. Напряжённость мысли у человека, изучающего какой-либо сложный материал или играющего в шахматы, или почти полное отсутствие мысли у спящего или сидящего перед телевизором — это физическая реальность.
Конечно, с точки зрения Иудаизма физическая реальность совсем не однородна. Есть вещи более приближённые к духу, а есть вещи от него отдалённые. Например, первые скрижали были настолько близки к реальности духовной, что плавно переходили из бытия в небытие. Написано, что Мойше держался только за их нижнюю часть, т.к. верхняя часть имела духовное свойство, и держаться за неё было невозможно.
Наше взаимодействие с этим миром разделяется на три сферы — действие, речь, и мысль. При этом действие это наиболее грубый, физический уровень, а мысль, наоборот, наиболее духовный. Все три сферы, несомненно, имеют связь с духовным миром. Когда человек выполняет мицву, даже самую «физическую» и «грубую», например, строит сукку и ест в ней, он положительно влияет на духовные миры. Точно так же, если человек, не дай Б-г, совершает грех, неважно, связан он с запрещённым действием, словом или мыслью, он оказывает разрушительное влияние на духовные миры.
Вещи, которые по своей природе ближе к духовному, влияют на духовные миры менее опосредованно, «напрямую». Поэтому, с точки зрения Торы, духовный рост почти невозможен без работы именно над интеллектуальным развитием и когнитивным осмыслением Б-гослужения. Отсюда естественным образом вытекает и то значение, которое Иудаизм придаёт изучению Торы — «изучение Торы равно всем остальным заповедям вместе взятым» (трактат Шабес 127а).
Есть также и обратная связь. Вс-вышний постоянно творит наш мир и влияет на него. Однако это влияние в большой степени скрыто от нас. Иногда оно проявляется более открыто — это то, что называется «раскрытое провидение» — ашгохэ протис глуя. Открытое влияние Всевышнего на сферу мысли «встречается» чаще всего.
Теперь то, что касается смысла жизни.
Оба Ваши предположения верны. Вернее, оба они сводятся к одному и тому же, хотя совсем нетривиальным образом.
Вс-вышний создал мир для того, чтобы дать созданиям максимальное добро. Величайшее наслаждение это познание (так сказать) единства Вс-вышнего и приближение к Нему. Чем более высокого духовного уровня человек достигает, тем большее сближение (так сказать) со Вс-вышним возможно для него. Таким образом, повышая свой духовный уровень, человек выполняет волю Вс-вышнего и оправдывает свое существование.
Каким же образом достигается духовный рост? Самый короткий ответ на этот вопрос — самопожертвованием ради служения Вс-вышнему. Это проявляется в разных видах заповедей. Например, любовь к ближнему требует самопожертвования — «как самого себя», изучение Торы требует самопожертвования — «человек должен убиваться над Торой» (трактат Брохос 63б).
Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: в идеале человек должен служить Вс-вышнему с полной самоотдачей, полностью забыв о собственной выгоде. Результатом этого является то, что он достигнет наиболее высокого духовного уровня и получит наибольшую награду — наслаждение в будущем мире! (На самом деле, наслаждения в этом мире человек достигает точно так же, но это отдельная тема.) То есть, самое выгодное для нас это забыть о собственной выгоде! Поставив интересы других выше своих собственных интересов, мы поднимаемся на максимальный духовный уровень и добиваемся максимума в служении Вс-вышнему. Это и есть смысл жизни.
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: Структура разума
Слушайте и читайте: Смысл жизни
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Меир Мучник
И зачем в это время поворачивать голову справа налево?
Хана Лернер
Рав Ашер Кушнир
Эта практика заключается в том, что человек составляет модель своего будущего…
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.