Темы: Рав Реувен Куклин, Досуг, Изучение Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Тот, кто отвлёкся от изучения Торы, заметив красоту пейзажа, достоин смерти»? Цитата, извиняюсь, не точна… Как Вы можете это прокомментировать? Как иудаизм относится к еврею, который имеет хобби помимо изучения Торы? Спасибо! А.
Уважаемый А.,
Вы задаёте хороший вопрос, который связан с важными основами еврейского мировоззрения.
Как Вы сами пишете, цитата, приведённая Вами, не точна. А для того, чтобы правильно понять то или иное изречение еврейских мудрецов, всегда необходимо, прежде всего, обратить внимание на точность цитируемого изречения. Причина: наши мудрецы придавали огромное значение каждому употребляемому ими слову. Понятно, что для истинного понимания их изречений необходимо задуматься над каждым словом. Если же цитата будет неточна, мы не сможем точно понять значение каждого слова и, следовательно, правильно понять изречение мудрецов.
Постараюсь привести более точный, насколько это возможно (о неизбежности неточностей в любом переводе см. Изучение Торы в переводе — это изучение Торы?), перевод высказывания: Рабби Яаков говорил: «О том, кто находится в пути и повторяет слова Торы, и обрывает себя, восклицая: “Как прекрасно это дерево! Как прекрасна эта пашня!”, сказано в Торе, что он совершает такой же грех, как тот, кто понапрасну подвергает свою жизнь опасности» (или: «оценивает его Писание — маалэ алав hа-катув — как будто — кэилу — достоин смерти» Пиркей Авот 3, 9).
Главное, что необходимо понять в этой мишне: в чём грех человека, восхищающегося природой, и почему его наказание так сурово?
Прерывая изучение Торы для разговора, в котором нет необходимости, человек показывает, что Тора ему не важна. И тем самым выражает своё пренебрежение к самому большому дару из всех, которые дал нам Творец (Брахот 5а). Ведь только с помощью Торы мы сможем унаследовать будущий мир, как это следует из слов мудрецов в трактате Санhедрин (99 б). Сказано в мидраше Мишлей Рабта (14): «Тот, кто приобрёл мудрость (Торы) в этом мире, обещано ему, что будет в будущем мире, а тот, кто не приобрёл мудрость (Торы) в этом мире, будет (находиться) в аду» (см. также слова Виленского Гаона в книге Имрэй Ноам 17 б).
Из изложенного видно, что мишна не запрещает еврею иметь какое-то хобби. Однако каждый должен знать, что главное, для чего он находится в этом мире, — это изучение Торы. И его человек должен сделать основным занятием в своей жизни. А что человек считает основным, определяется, прежде всего, его отношением к этому предмету. Например, если еврей, занимаясь Торой, отключает все мобильные телефоны и не отвлекается на посторонние предметы, это показывает, насколько важна для него Тора.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте:
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Почему в общем списке Десяти заповедей эта, про субботу, стоит именно здесь, после трех первых? Ей место либо в начале, либо в конце
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.