Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какова судьба родителей Моше?

Темы: Еврейские имена, Шмот, Моше, Маараль из Праги, Книга Шмот, Овадья Климовский, Египетское рабство, Сфорно

Отложить Отложено

1. Что известно о родителях Моше; как их звали, какова их судьба?

2. Имя «Моше» — это египетское имя? Какое имя дали ему его родители? Спасибо за ответы.

Игаль

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Игаль!

1. Хотя в начале книги Шемот Тора не назвала нам имена родителей Моше, она сделала это в другом месте (Бэмидбар 26:59) — это Амрам, сын Кеата и внук Леви, и дочь Леви — Йохевед. Амрам был одним из лидеров поколения. Поскольку он был левитом, он не был жестоко порабощён, как остальные сыны Израиля. Но и у него в доме производили обыск, чтобы изъять новорожденного младенца.

2. Действительно, свое имя Моше получил от египетской принцессы. Комментаторы предлагают два объяснения: или принцесса дала ему египетское имя, а Тора перевела это имя на иврит, или же она дала ему имя на иврите, с которым познакомилась, поддерживая контакты с еврейками.

Имя же очень интересное — Моше буквально означает «вытаскивающий», хотя сама принцесса объясняла его так: «…ибо вытащила я его из воды». Сфорно отмечает, что, давая это имя, принцесса намекнула: она вытащила его для того, чтобы он сам потом «вытащил» своих братьев из египетского плена.

Маараль идет дальше, противопоставляя два сущности — воду, из которой вытащили Моше, и его самого. Вода не имеет собственной формы, она принимает любую форму в зависимости от сосуда, в который её нальют. А Моше был, наверное, самым великим человеком в мировой истории именно потому, что исправил свои качества так, что стал величайшим, даже уникальным пророком. Это называется «человек формы», то есть человек воли, властвующий над собой и не склоняющийся перед обстоятельствами.

В заслугу того, что принцесса спасла его и вырастила, как сына, Всевышний закрепил за Моше именно то имя, которое дала она, хотя, конечно, изначально родители назвали его по-другому. Мидраш (Ваикра Раба 1) приводит целый список имен, которыми Танах называет Моше, одно из них — Товья. По словам рабби Йеуды бар Илая, именно так назвали его родители, на что намекает стих в Шемот (2:2): «…и увидела по нему, что он хорош». Хорош — тов.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: За кого вышла замуж дочь фараона?

Материалы по теме

Выбор еврейского имени

Толдот Йешурун

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований.

Какие основные причины египетского рабства?

Рав Яков Гельфман

Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?

Недельная глава Шмот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.