Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли пользоваться декоративной косметикой в субботу?

Темы: Косметика, Суббота, Забота о здоровье, Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемые раввины! Прочитав вопрос о косметике, я не совсем поняла: можно ли пользоваться в субботу декоративной косметикой для ресниц и так далее, а также кремами для лица? Заранее спасибо, с уважением, Элинор

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Элинор, большое спасибо за Ваш актуальный вопрос. Очень похвально желание еврейской женщины хорошо выглядеть в честь Шаббата. Поэтому разрешено пользоваться любыми косметическими средствами, если нанести их до Шаббата. Сегодня существует множество стойких косметических средств, которые не сходят в течение 24 часов. Однако необходимо знать, что использование многих современных косметических средств в сам Шаббат создает серьезные алахические проблемы. Попробуем разобрать некоторые из них.

1. Использование помады в Шаббат запрещено. Во-первых, потому, что нанесение помады связано с мемареах (разглаживанием), одной из 39 работ, запрещенных в Шаббат Торой (Мишна Брура 303:81). Если помада будет жидкой, а в таком случае нет проблемы мемареах (разглаживания), все равно использовать ее будет запрещено, т.к. данное действие является цойвэа (окрашивание). В данном случае это запрет мудрецов, т.к. по Торе запрет окрашивания относиться только к тканям, шерсти и т.п., а не к коже человека. Но поскольку женщины обычно красят лицо, ногти и т.п., мудрецы запретили также и данное действие (Мишна Брура 303:79). И даже если помада будет бесцветной, пользоваться ею в Шаббат все равно запрещено, т.к. придание блеска также входит в запрет цойвэа (окрашивания) (ШШК 14, пр.155).

2. Запрещено пользоваться в Шаббат тушью для ресниц, тенями для глаз, лаком для ногтей и различного вида румянами и пудрой. Во всех случаях существует упомянутая проблема цойвэа (окрашивание), (Шулхан Орух 303:25, ШШК 14, пр.155).

3. Разрешено в Шаббат смывать косметику с лица водой или специальным косметическим молочком, если оно жидкое. Это разрешено, т.к. работа, противоположная цойвэа (крашения) — снятие краски — не запрещена, в отличие от работы койсев (писать), где запрещено также и обратное действие мойхек (стирать написанное). По той же причине разрешено снимать лак с ногтей, в том числе, используя специальные средства (например, ацетон) (Орхот Шаббат 15:59). Однако в обоих случаях запрещено для этого наносить жидкость на вату или какой-то другой материал, т.к. здесь возникает другая проблема — схита (выжимание). Однако разрешено сначала нанести жидкость на поверхность ногтя, а затем аккуратно снять ее ваткой. Делать это необходимо осторожно, стараясь не выжимать ватку (ШШК новое изд. 14:66).

4. Запрещено наносить на руки, лицо и губы увлажняющий крем, т.к. это является мемареах (разглаживанием). Однако в профилактических целях, во избежание сухости, разрешено пользоваться жидким маслом, т.к. с жидкостями нет проблемы мемареах. Если кожа потрескалась и использование масла необходимо в лечебных целях, следует проконсультироваться у раввина.

5. Из-за той же проблемы мемареах (разглаживание) запрещено пользоваться твердым мылом или дезодорантом. Однако разрешено пользоваться жидким мылом или дезодорантом.

6. Можно пользоваться любыми духами или аэрозольным дезодорантом при условии, что их наносят на тело. Но запрещено наносить их на одежду, т.к. это мойлид реах («порождение запаха») (МБ 322:18, ШШК 15:76).

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Как относиться к женской красоте?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.