Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Разрешено ли в субботу играть в бильярд?

Темы: Суббота, Досуг, Рав Яков Шуб, Игра

Отложить Отложено

Шалом! Можно ли в субботу играть в бильярд?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. В принципе, сам процесс игры не является проблемой с точки зрения законов Шаббата. Использование определенных аксессуаров, например, складного кия или мела для обработки ударной поверхности кия, запрещено (см. ниже). Но поскольку Шаббат дан нам, в основном, именно для духовного наслаждения, от игры на бильярде в этот день лучше воздержаться.

Теперь приведем краткое объяснение этих законов.

Разрешено пользоваться обычным кием.

Люди, которые играют на бильярде на более профессиональном уровне, часто используют специальный кий, состоящий из двух частей, которые крепятся друг к другу посредством резьбы. После игры такой кий обычно снова разбирают. Сборка и разборка такого кия является «строительством», одной из 39 запрещенных в Шаббат работ.

Подобный пример мы находим в Геморе Шаббат (47а). Там сказано, что запрещено удлинять и укорачивать малярную кисть для того, чтобы была возможность красить наверху. Там же говорится о складной кровати торговцев, которые переезжали с места на место, и на новом месте им необходимо было снова собирать кровать. Такую кровать также нельзя собирать и разбирать в Шаббат.

И, несмотря на то, что в процессе использования эти предметы обычно собирают и разбирают, иногда даже в течение одного дня, такое действие считается «строительством». Поскольку их разборка не является функционально необходимой, а производится лишь для того, чтобы сэкономить место или облегчить транспортировку. Поэтому, когда такой предмет собирают, считается, как будто его построили заново. Однако если кий собрали до Шаббата, его можно использовать при условии, что не будут разбирать до окончания Шаббата.

Часто в процессе игры необходимо обрабатывать ударную поверхность кия мелом для того, чтобы при ударе он не скользил по шару. Это запрещено, т.к. может считаться маке бэ-патиш («завершающим ударом»), одной из 39 запрещенных в Шаббат работ. Целью этой млахи (работы) является сделать предмет готовым к употреблению. Однако поскольку, в принципе, кий можно использоваться и без мела, а мел лишь способствует его более эффективному использованию, то это будет запретом мудрецов, а не запретом из Торы.

Кроме того, иногда мелом смазывают руку, чтобы кий ходил по ней более гладко. Это действие запрещено, т.к. может считаться мемахек (разглаживанием) — его целью является сделать кожу более гладкой. Очевидно, это также будет запрет мудрецов.

Все сказанное верно в соответствии с буквой Закона, однако на самом деле игра на бильярде не совсем соответствует духу Шаббата. В Шаббат мы как бы поднимаемся к Вс-вышнему, приближаемся к Нему. Поэтому наше поведение должно также соответствовать этому уровню. Шаббат предназначен, прежде всего, именно для духовного наслаждения, поэтому желательно воздержаться от игры на бильярде в Шаббат (ШШК 16:1).

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Суббота — день тотального запрета на настоящую жизнь?

Игры, азарт и азартные игры в иудаизме

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.